Решение Забайкальского краевого суда от 26.09.2013 по делу N 3-67/2013 <О признании недействующими примечаний к приложениям N 1 и 2 Приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 26 апреля 2013 года N 80 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги" в части слов "Оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" производится с учетом заключенных договоров исходя из экономически обоснованного тарифа">
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу № 3-67/2013
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
при секретаре Ц.,
с участием прокурора прокуратуры Забайкальского края Дьячковой Ж.В.,
представителей Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края П., Ю.,
представителей ОАО "Р" Б., Л.,
представителей ОАО "З" Ж., Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующими с момента принятия примечаний к приложениям № 1 и 2 Приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 26 апреля 2013 года № 80 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги" в части предложения "Оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" производится с учетом заключенных договоров исходя из экономически обоснованного тарифа",
установил:
Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 26 апреля 2013 года № 80 утверждены тарифы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги (далее - Приказ № 80). Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Азия-Экспресс" от 16 мая 2013 года № 20.
Согласно приказу приложениями № 1 и № 2 установлены тарифы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, оказываемые ОАО "З" на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги на участках, где действует зонный тариф, и на участках, где не действует зонный тариф, для населения, а также экономически обоснованные тарифы.
В примечаниях к приложениям № 1 и № 2 Приказа установлено, что оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" производится с учетом заключенных договоров исходя из экономически обоснованного тарифа.
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия указанных примечаний в части установления размера оплаты услуг по перевозке работников ОАО "Р" исходя из экономически обоснованного тарифа, ссылаясь на то, что оспариваемым приказом открытое акционерное общество "Р" (далее - ОАО "Р") и работники ОАО "Р" фактически выделены в отдельную категорию пользователей услуги. Законодательством установлен запрет на установление тарифов в индивидуальном порядке, а допускается лишь предоставление льгот и преимуществ определенным категориям, а не установление увеличенных тарифов для конкретных физических лиц (по признаку месту работы лица) и юридических лиц, при этом определен механизм возмещения перевозчику потерь в доходах в связи с установлением льгот исключительно из бюджетов соответствующих уровней, а не за счет хозяйствующих субъектов - коммерческих организаций. В связи с тем, что предоставление работникам бесплатного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования является доходом, полученным в натуральной форме, а значит, облагается налогом на доходы физических лиц, сумма удержанного с работника налога при проезде начиная с 4 зоны (участка) превышает тариф, установленный для населения, а право работника на бесплатный проезд нарушается. Устанавливая размер оплаты услуг по перевозке работников ОАО "Р" в поездах пригородного сообщения, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) фактически вмешалась в договорные отношения двух юридических лиц, что выходит за рамки ее полномочий, а также противоречит принципам и основам гражданского законодательства.
Согласно уточненным требованиям, прокурор, указывая на то, что фраза "Оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" производится с учетом заключенных договоров исходя из экономически обоснованного тарифа" имеет неопределенное содержание, допускает ее неоднозначное толкование, просил признать недействующими с момента принятия примечаний к оспариваемому приказу в части указанного предложения.
В судебном заседании прокурор Забайкальской краевой прокуратуры Дьячкова Ж.В. заявление с учетом уточнений поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.
Представители Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края П., Ю. с заявлением заместителя прокурора не согласились, представили письменные объяснения, дополнительно пояснили, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования подлежат государственному регулированию. В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 16 февраля 2010 года № 56 "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края" данные полномочия закреплены за РСТ Забайкальского края.
Приказ от 26 апреля 2013 года № 80 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги" был принят по результатам экспертизы документов, представленных открытым акционерным обществом "З" (далее - ОАО "З") для расчета экономически обоснованных затрат предприятия на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги.
В соответствии с оспариваемым приказом установлено два вида тарифа: тариф для населения и экономически обоснованный тариф. Другие тарифы в данном приказе не установлены, работники ОАО "Р" в отдельную категорию пользователей услуг не выделены.
ОАО "З" осуществляет оказание услуг по перевозке работников структурных подразделений ОАО "Р" на основании заключенных между ними договоров. Поскольку ОАО "Р" является юридическим лицом, которому на основании договора предоставляется услуга по перевозке его работников, оплата указанной услуги должна осуществляться за счет его собственных средств в полном объеме стоимости услуг, т.е. по экономически обоснованному тарифу. В связи с этим стороны не могут использовать тарифы для населения, так как компенсация выпадающего дохода перевозчика по договорам с юридическими лицами не осуществляется.
Кроме того, пояснили, что заявителем не указан, какой нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, был нарушен РСТ Забайкальского края при принятии оспариваемого приказа.
Представители ОАО "З" Г., Ж. представили письменные пояснения, согласно которым с заявлением заместителя прокурора были не согласны. В дальнейшем от указанных пояснений отказались, заявление прокурора поддержали, пояснили, что оспариваемое предложение приказа РСТ Забайкальского края действительно носит двусмысленный, неопределенный характер, что привело к возникновению разногласий при его применении. Существует два вида проезда работников ОАО "Р": при выполнении служебных обязанностей и по личным надобностям. В соответствии с Договором на осуществление пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края от 28 декабря 2012 года № 363, заключенным с Министерством территориального развития Забайкальского края, оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" при выполнении ими служебных обязанностей должна осуществляться по экономически обоснованному тарифу. Отмечают, что данное условие было прописано в ранее действовавшем приказе РСТ Забайкальского края от 26 ноября 2012 года. В связи с этим полагают, что оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" по личным надобностям должна осуществляться по тарифу для населения, а выпадающий доход - компенсироваться за счет средств бюджета Забайкальского края. В обоснование своей позиции представители заинтересованного лица ссылаются на письмо Федеральной службы по тарифам от 09.08.2013, направленное в ответ на их запрос, в котором разъяснен порядок действия тарифов на пассажирские перевозки и компенсации выпадающих доходов.
Представители ОАО "Р" Б., Л. требования заместителя прокурора поддержали, представили письменные возражения на заявление, пояснили, что оспариваемый Приказ РСТ Забайкальского края противоречит действующему законодательству и нарушает право работников ОАО "Р" бесплатного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования. ОАО "З" для оплаты услуг по проезду работников ОАО "Р" железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемых ими как при выполнении служебных обязанностей, так и по личным надобностям, предъявляются счета по экономически обоснованному тарифу. В связи с тем, что данная сумма является доходом работника ОАО "Р" в натуральной форме, она подлежит обложению подоходным налогом в соответствии с письмом Федеральной налоговой службы РФ от 14.10.2010, при этом исчисленный из экономически обоснованного тарифа размер налога в ряде случаев превышает стоимость тарифа, установленного для населения, что нарушает права работников ОАО "Р".
Заслушав прокурора и участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 45, 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с требованием о признании недействующим полностью или в части противоречащего федеральному законодательству нормативного акта субъекта Российской Федерации, если такой акт нарушает охраняемые законом права и интересы неопределенного круга лиц.
В ведении Российской Федерации находится федеральный транспорт и федеральные пути сообщения (пункт "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля над их применением.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", а также абзацем 4 утвержденного указанным Постановлением Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", установлено, что государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляют органы регулирования, а именно Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов, сборов и платы, в пределах их компетенции (пункты 3, 6).
Органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, сборов и платы, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации (пункт 8 указанного Положения).
В соответствии с пунктом 13 приведенного выше Положения основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат. При установлении тарифов, сборов и платы с учетом необходимости обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для населения, а также конкурентоспособности экономики страны допускается применение перекрестного субсидирования в отношении регулируемых тарифов, сборов и платы, а также при необходимости определяются меры по компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 № 56 "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края" установлено, что Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов края, нормативных правовых актов Губернатора края и Правительства края самостоятельно принимает нормативные правовые акты об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом Российской Федерации (пункт 10.2.13 Положения).
Таким образом, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является уполномоченным органом исполнительной власти Забайкальского края по установлению тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и, соответственно, принятию нормативных актов в данной области.
ОАО "З" является единственной в Забайкальском крае коммерческой организацией, осуществляющей услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения, и в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии, чьи тарифы подлежат государственному регулированию и контролю со стороны региональных органов регулирования.
В силу статьи 14 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 312-ЗЗК "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края" для перевозчиков, осуществляющих транспортное обслуживания населения на территории Забайкальского края, к числу которых следует отнести и ОАО "З", предусмотрена государственная поддержка, в том числе в виде предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок. Компенсация части затрат или недополученных доходов перевозчикам в связи с оказанием транспортных услуг населению осуществляется за счет средств бюджета края в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 № 49 "Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок", на безвозмездной и безвозвратной основе исходя из экономически обоснованного тарифа.
Действуя в пределах своей компетенции, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края с учетом экспертного заключения РСТ издала приказ от 26.04.2013 № 80 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги", в приложениях № 1 и № 2 к которому были установлены тарифы для населения и экономически обоснованные тарифы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги, оказываемые ОАО "З".
В примечаниях к приложениям № 1 и № 2 приказа РСТ Забайкальского края указала, что тариф является конечным, что компенсация затрат за перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, пользующихся региональными льготами, осуществляется исходя из экономически обоснованного тарифа.
Также в примечаниях установлено, что оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" производится с учетом заключенных договоров исходя из экономически обоснованного тарифа.
Суд полагает, что оспариваемая прокурором часть приложений не соответствует требованиям ясности, определенности и недвусмысленности правового регулирования.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлениях неоднократно указывал (например, от 30 июля 2001 г. № 13-П, от 17 июня 2004 г. № 12-П, от 14 июля 2005 г. № 8-П, от 21 января 2010 г. № 1-П и пр.), что нормативные правовые акты должны быть понятными, точными и недвусмысленными, согласованными с системой действующего правового регулирования. Нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона. Само по себе нарушение требования определенности правовой нормы достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации.
В пункте 25 Постановления № 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 23 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 321-ЗЗК "О нормативных правовых актах Забайкальского края" нормативный правовой акт должен излагаться точным и лаконичным языком, исключающим двусмысленные толкования; термины и терминологические сочетания в нормативных правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание.
Устанавливая, что оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" производится с учетом заключенных договоров исходя из экономически обоснованного тарифа, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края не учла требования, предъявляемые к форме и содержанию правовой нормы, а также ее согласованность в системе действующего правового регулирования.
Так, из содержания оспариваемой нормы не ясна цель правового регулирования и характер регулируемого правоотношения, не понятно, кто должен осуществлять оплату услуг и на каком основании, положения каких заключенных договоров подлежат учету при осуществлении оплаты, по какому тарифу подлежит оплата перевозки работников ОАО "Р" - либо по экономически обоснованному тарифу, либо тариф должен определяться в соответствии с условиями заключенных договоров, учитывая экономически обоснованный тариф.
Указанная неопределенность правовой нормы повлекла разногласия при ее применении между субъектом Российской Федерации и хозяйствующими субъектам - ОАО "Р" и ОАО "З", что следует из объяснений представителей РСТ Забайкальского края, ОАО "З" и ОАО "Р".
Между тем, действующим законодательством предусмотрено следующее.
Согласно пункту 5 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Пунктом 1.1 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2011 - 2013 годы, утвержденного Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 01.11.2010 (далее - Соглашение), установлено, что данное Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие условия оплаты труда, охраны труда, режимов труда и отдыха, развития кадрового потенциала, занятости, предоставления социальных гарантий, права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.
Соглашение заключено в соответствии с законодательством Российской Федерации на федеральном уровне социального партнерства в целях стабильной и эффективной деятельности организаций железнодорожного транспорта и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей.
Пунктами 8.2, 8.2.1 данного Соглашения предусмотрено, что для сохранения сложившейся в организациях железнодорожного транспорта системы социальных гарантий, предоставляемых Работникам за счет средств Работодателя, организации предусматривают предоставление такой социальной гарантии, как проезд по личным надобностям по территории Российской Федерации в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий один раз в год и проезд в пригородном сообщении или в поездах дальнего следования (при отсутствии пригородного) на суммарное расстояние двух направлений до 200 км или оплату (компенсацию) проезда работникам и находящимся на их иждивении детям в возрасте до 18 лет (не более двух), а также устанавливают порядок и условия ее предоставления.
Коллективным договором открытого акционерного общества "Р" на 2011 - 2013 годы предусмотрено право работников на бесплатный проезд в пригородном сообщении на железнодорожном транспорте общего пользования от места жительства до места работы (учебы), а также работникам и находящимся на их иждивении детям в возрасте до 18 лет, детям работников, погибших в результате несчастного случая на производстве, до достижения ими возраста 18 лет по личным надобностям в пригородном сообщении на суммарное расстояние двух направлений до 200 км в пригородных поездах всех категорий независимо от скорости движения (абзацы 3, 9 пункта 4.2.3).
Из объяснений представителей РСТ Забайкальского края следует, что полагая перевозку работников ОАО "Р" железнодорожным транспортом пригородного сообщения, осуществляемую ОАО "З", услугой, оказываемой перевозчиком структурным подразделениям ОАО "Р" в рамках заключенных между ними договоров, расходы на которую не должны компенсироваться за счет бюджета Забайкальского края, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ввело в текст примечаний оспариваемое прокурором предложение.
По мнению суда, данная позиция, озвученная в судебном заседании, противоречит действующему законодательству.
Указывая, что оплата предоставляемых услуг осуществляется в рамках гражданско-правовых отношений, возникших на основании заключенных между хозяйствующими субъектами договоров, РСТ Забайкальского края фактически вмешивается в договорные отношения между юридическими лицами, что противоречит статье 1 Гражданского кодекса РФ о свободе договора и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела.
Озвученная позиция свидетельствует о том, что РСТ Забайкальского края, установив порядок и размер оплаты по договорам между хозяйствующими субъектами, вышла за пределы своей компетенции, установленной приведенными выше нормативными правовыми актами, и вторглась в сферу общественных отношений, регулирование которых осуществляется гражданским законодательством, находящимся в ведении Российской Федерации.
Утверждение о том, что оспариваемое предложение определяет порядок компенсации потерь в доходах субъекта регулирования за счет средств ОАО "Российские железные дороги", противоречит Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", устанавливающему, что потери в доходах перевозчика, возникшие в результате государственного регулирования тарифов, возмещаются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а не за счет хозяйствующих субъектов и потребителей услуг.
Доводы о том, что ОАО "Р", исходя из пункта 5 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", должно оплачивать расходы по проезду ее работников по экономически обоснованному тарифу, не соответствуют действующему законодательству.
По смыслу подпункта "в" пункта 5 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643, статьи 12 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 312-ЗЗК "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края" государственное регулирование тарифов должно осуществляться по единым принципам, нормам и правилам, установленным действующим законодательством, которые не допускают возможность установления различных тарифов для отдельных категорий пассажиров.
Кроме того, согласно изложенной в суде позиции РСТ Забайкальского края, специальные тарифы для каких-либо лиц, в том числе и для работников ОАО "Р", приказом от 26.04.2013 № 80 не устанавливались. Это же следует из текста оспариваемого акта, которым установлены только тарифы для населения и экономически обоснованные тарифы.
Ставя оплату услуг в зависимость от условий заключенных договоров, РСТ Забайкальского края не определило, о каких договорах идет речь, между какими лицами они должны быть заключены.
Из материалов дела следует, что в настоящее время имеются договоры между ОАО "Р" и ОАО "З" о перевозке работников ОАО "Р" по служебной необходимости и по личным надобностям. Также имеется заключенный договор между ОАО "З" и Министерством территориального развития Забайкальского края.
Указанные договоры предусматривают различный порядок и размер оплаты услуг по перевозке работников ОАО "Р" в зависимости от целей поездки. В первых обязанность по оплате проезда по экономически обоснованному тарифу возлагается на ОАО "Р", в последнем договоре - по тарифам для населения, а в случае проезда по служебным надобностям - по экономически обоснованному тарифу.
Неясность в определении размера тарифов на услуги по перевозке работников ОАО "Р" повлекла начисление работникам указанной организации налога на доходы, полученные в натуральной форме в виде стоимости оплаченного работодателем проезда (статьи 210, 211 Налогового кодекса РФ), в ряде случаев в размере, превышающем установленные РСТ Забайкальского края тарифы для населения, что является недопустимым и противоречит самой сути установления права на бесплатный проезд. Указанные обстоятельства представителями РСТ Забайкальского края не опровергнуты и не оспорены.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма не соответствует требованиям формальной определенности, ведет к неоднозначному толкованию вопросов определения тарифов на услуги по перевозке работников ОАО "Р" железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и порядка компенсации выпадающих доходов перевозчика (при установлении тарифов ниже экономически обоснованных), что повлекло возникновение ситуации правовой неопределенности в содержании правового регулирования.
Принимая во внимание приведенные выше разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым неясность правового регулирования является самостоятельным основанием для признания оспариваемого акта или его части недействующими, суд полагает необходимым признать примечания к приложениям № 1 и 2 Приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 26 апреля 2013 года № 80 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги" в части предложения "Оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" производится с учетом заключенных договоров исходя из экономически обоснованного тарифа" противоречащими федеральному законодательству и не действующими по мотиву правовой неопределенности.
Поскольку неопределенность правовой нормы не позволяет однозначно толковать ее содержание, что повлекло разногласия в ее применении, допускает возможность полагать ее принятой РСТ Забайкальского края с превышением своих полномочий, а также позволяет осуществлять начисление налогов на доходы работников ОАО "Р" за оплаченный работодателем проезд в размере, превышающем размер тарифов для населения, суд полагает возможным признать оспариваемые положения недействующими с момента их принятия.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия примечания к приложениям № 1 и 2 Приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 26 апреля 2013 года № 80 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги" в части предложения "Оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" производится с учетом заключенных договоров исходя из экономически обоснованного тарифа".
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете "Азия-Экспресс".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Забайкальский краевой суд.
Судья
Т.Н.ВАСИЛЬЕВА
------------------------------------------------------------------
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу № 3-67/2013
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
при секретаре Ц.,
с участием прокурора прокуратуры Забайкальского края Дьячковой Ж.В.,
представителей Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края П., Ю.,
представителей ОАО "Р" Б., Л.,
представителей ОАО "З" Ж., Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующими с момента принятия примечаний к приложениям № 1 и 2 Приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 26 апреля 2013 года № 80 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги" в части предложения "Оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" производится с учетом заключенных договоров исходя из экономически обоснованного тарифа",
установил:
Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 26 апреля 2013 года № 80 утверждены тарифы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги (далее - Приказ № 80). Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Азия-Экспресс" от 16 мая 2013 года № 20.
Согласно приказу приложениями № 1 и № 2 установлены тарифы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, оказываемые ОАО "З" на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги на участках, где действует зонный тариф, и на участках, где не действует зонный тариф, для населения, а также экономически обоснованные тарифы.
В примечаниях к приложениям № 1 и № 2 Приказа установлено, что оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" производится с учетом заключенных договоров исходя из экономически обоснованного тарифа.
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия указанных примечаний в части установления размера оплаты услуг по перевозке работников ОАО "Р" исходя из экономически обоснованного тарифа, ссылаясь на то, что оспариваемым приказом открытое акционерное общество "Р" (далее - ОАО "Р") и работники ОАО "Р" фактически выделены в отдельную категорию пользователей услуги. Законодательством установлен запрет на установление тарифов в индивидуальном порядке, а допускается лишь предоставление льгот и преимуществ определенным категориям, а не установление увеличенных тарифов для конкретных физических лиц (по признаку месту работы лица) и юридических лиц, при этом определен механизм возмещения перевозчику потерь в доходах в связи с установлением льгот исключительно из бюджетов соответствующих уровней, а не за счет хозяйствующих субъектов - коммерческих организаций. В связи с тем, что предоставление работникам бесплатного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования является доходом, полученным в натуральной форме, а значит, облагается налогом на доходы физических лиц, сумма удержанного с работника налога при проезде начиная с 4 зоны (участка) превышает тариф, установленный для населения, а право работника на бесплатный проезд нарушается. Устанавливая размер оплаты услуг по перевозке работников ОАО "Р" в поездах пригородного сообщения, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) фактически вмешалась в договорные отношения двух юридических лиц, что выходит за рамки ее полномочий, а также противоречит принципам и основам гражданского законодательства.
Согласно уточненным требованиям, прокурор, указывая на то, что фраза "Оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" производится с учетом заключенных договоров исходя из экономически обоснованного тарифа" имеет неопределенное содержание, допускает ее неоднозначное толкование, просил признать недействующими с момента принятия примечаний к оспариваемому приказу в части указанного предложения.
В судебном заседании прокурор Забайкальской краевой прокуратуры Дьячкова Ж.В. заявление с учетом уточнений поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.
Представители Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края П., Ю. с заявлением заместителя прокурора не согласились, представили письменные объяснения, дополнительно пояснили, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования подлежат государственному регулированию. В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 16 февраля 2010 года № 56 "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края" данные полномочия закреплены за РСТ Забайкальского края.
Приказ от 26 апреля 2013 года № 80 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги" был принят по результатам экспертизы документов, представленных открытым акционерным обществом "З" (далее - ОАО "З") для расчета экономически обоснованных затрат предприятия на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги.
В соответствии с оспариваемым приказом установлено два вида тарифа: тариф для населения и экономически обоснованный тариф. Другие тарифы в данном приказе не установлены, работники ОАО "Р" в отдельную категорию пользователей услуг не выделены.
ОАО "З" осуществляет оказание услуг по перевозке работников структурных подразделений ОАО "Р" на основании заключенных между ними договоров. Поскольку ОАО "Р" является юридическим лицом, которому на основании договора предоставляется услуга по перевозке его работников, оплата указанной услуги должна осуществляться за счет его собственных средств в полном объеме стоимости услуг, т.е. по экономически обоснованному тарифу. В связи с этим стороны не могут использовать тарифы для населения, так как компенсация выпадающего дохода перевозчика по договорам с юридическими лицами не осуществляется.
Кроме того, пояснили, что заявителем не указан, какой нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, был нарушен РСТ Забайкальского края при принятии оспариваемого приказа.
Представители ОАО "З" Г., Ж. представили письменные пояснения, согласно которым с заявлением заместителя прокурора были не согласны. В дальнейшем от указанных пояснений отказались, заявление прокурора поддержали, пояснили, что оспариваемое предложение приказа РСТ Забайкальского края действительно носит двусмысленный, неопределенный характер, что привело к возникновению разногласий при его применении. Существует два вида проезда работников ОАО "Р": при выполнении служебных обязанностей и по личным надобностям. В соответствии с Договором на осуществление пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края от 28 декабря 2012 года № 363, заключенным с Министерством территориального развития Забайкальского края, оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" при выполнении ими служебных обязанностей должна осуществляться по экономически обоснованному тарифу. Отмечают, что данное условие было прописано в ранее действовавшем приказе РСТ Забайкальского края от 26 ноября 2012 года. В связи с этим полагают, что оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" по личным надобностям должна осуществляться по тарифу для населения, а выпадающий доход - компенсироваться за счет средств бюджета Забайкальского края. В обоснование своей позиции представители заинтересованного лица ссылаются на письмо Федеральной службы по тарифам от 09.08.2013, направленное в ответ на их запрос, в котором разъяснен порядок действия тарифов на пассажирские перевозки и компенсации выпадающих доходов.
Представители ОАО "Р" Б., Л. требования заместителя прокурора поддержали, представили письменные возражения на заявление, пояснили, что оспариваемый Приказ РСТ Забайкальского края противоречит действующему законодательству и нарушает право работников ОАО "Р" бесплатного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования. ОАО "З" для оплаты услуг по проезду работников ОАО "Р" железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемых ими как при выполнении служебных обязанностей, так и по личным надобностям, предъявляются счета по экономически обоснованному тарифу. В связи с тем, что данная сумма является доходом работника ОАО "Р" в натуральной форме, она подлежит обложению подоходным налогом в соответствии с письмом Федеральной налоговой службы РФ от 14.10.2010, при этом исчисленный из экономически обоснованного тарифа размер налога в ряде случаев превышает стоимость тарифа, установленного для населения, что нарушает права работников ОАО "Р".
Заслушав прокурора и участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 45, 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с требованием о признании недействующим полностью или в части противоречащего федеральному законодательству нормативного акта субъекта Российской Федерации, если такой акт нарушает охраняемые законом права и интересы неопределенного круга лиц.
В ведении Российской Федерации находится федеральный транспорт и федеральные пути сообщения (пункт "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля над их применением.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", а также абзацем 4 утвержденного указанным Постановлением Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", установлено, что государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляют органы регулирования, а именно Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов, сборов и платы, в пределах их компетенции (пункты 3, 6).
Органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, сборов и платы, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации (пункт 8 указанного Положения).
В соответствии с пунктом 13 приведенного выше Положения основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат. При установлении тарифов, сборов и платы с учетом необходимости обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для населения, а также конкурентоспособности экономики страны допускается применение перекрестного субсидирования в отношении регулируемых тарифов, сборов и платы, а также при необходимости определяются меры по компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 № 56 "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края" установлено, что Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов края, нормативных правовых актов Губернатора края и Правительства края самостоятельно принимает нормативные правовые акты об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом Российской Федерации (пункт 10.2.13 Положения).
Таким образом, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является уполномоченным органом исполнительной власти Забайкальского края по установлению тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и, соответственно, принятию нормативных актов в данной области.
ОАО "З" является единственной в Забайкальском крае коммерческой организацией, осуществляющей услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения, и в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии, чьи тарифы подлежат государственному регулированию и контролю со стороны региональных органов регулирования.
В силу статьи 14 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 312-ЗЗК "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края" для перевозчиков, осуществляющих транспортное обслуживания населения на территории Забайкальского края, к числу которых следует отнести и ОАО "З", предусмотрена государственная поддержка, в том числе в виде предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок. Компенсация части затрат или недополученных доходов перевозчикам в связи с оказанием транспортных услуг населению осуществляется за счет средств бюджета края в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 № 49 "Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок", на безвозмездной и безвозвратной основе исходя из экономически обоснованного тарифа.
Действуя в пределах своей компетенции, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края с учетом экспертного заключения РСТ издала приказ от 26.04.2013 № 80 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги", в приложениях № 1 и № 2 к которому были установлены тарифы для населения и экономически обоснованные тарифы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги, оказываемые ОАО "З".
В примечаниях к приложениям № 1 и № 2 приказа РСТ Забайкальского края указала, что тариф является конечным, что компенсация затрат за перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, пользующихся региональными льготами, осуществляется исходя из экономически обоснованного тарифа.
Также в примечаниях установлено, что оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" производится с учетом заключенных договоров исходя из экономически обоснованного тарифа.
Суд полагает, что оспариваемая прокурором часть приложений не соответствует требованиям ясности, определенности и недвусмысленности правового регулирования.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлениях неоднократно указывал (например, от 30 июля 2001 г. № 13-П, от 17 июня 2004 г. № 12-П, от 14 июля 2005 г. № 8-П, от 21 января 2010 г. № 1-П и пр.), что нормативные правовые акты должны быть понятными, точными и недвусмысленными, согласованными с системой действующего правового регулирования. Нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона. Само по себе нарушение требования определенности правовой нормы достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации.
В пункте 25 Постановления № 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 23 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 321-ЗЗК "О нормативных правовых актах Забайкальского края" нормативный правовой акт должен излагаться точным и лаконичным языком, исключающим двусмысленные толкования; термины и терминологические сочетания в нормативных правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание.
Устанавливая, что оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" производится с учетом заключенных договоров исходя из экономически обоснованного тарифа, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края не учла требования, предъявляемые к форме и содержанию правовой нормы, а также ее согласованность в системе действующего правового регулирования.
Так, из содержания оспариваемой нормы не ясна цель правового регулирования и характер регулируемого правоотношения, не понятно, кто должен осуществлять оплату услуг и на каком основании, положения каких заключенных договоров подлежат учету при осуществлении оплаты, по какому тарифу подлежит оплата перевозки работников ОАО "Р" - либо по экономически обоснованному тарифу, либо тариф должен определяться в соответствии с условиями заключенных договоров, учитывая экономически обоснованный тариф.
Указанная неопределенность правовой нормы повлекла разногласия при ее применении между субъектом Российской Федерации и хозяйствующими субъектам - ОАО "Р" и ОАО "З", что следует из объяснений представителей РСТ Забайкальского края, ОАО "З" и ОАО "Р".
Между тем, действующим законодательством предусмотрено следующее.
Согласно пункту 5 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Пунктом 1.1 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2011 - 2013 годы, утвержденного Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 01.11.2010 (далее - Соглашение), установлено, что данное Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие условия оплаты труда, охраны труда, режимов труда и отдыха, развития кадрового потенциала, занятости, предоставления социальных гарантий, права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.
Соглашение заключено в соответствии с законодательством Российской Федерации на федеральном уровне социального партнерства в целях стабильной и эффективной деятельности организаций железнодорожного транспорта и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей.
Пунктами 8.2, 8.2.1 данного Соглашения предусмотрено, что для сохранения сложившейся в организациях железнодорожного транспорта системы социальных гарантий, предоставляемых Работникам за счет средств Работодателя, организации предусматривают предоставление такой социальной гарантии, как проезд по личным надобностям по территории Российской Федерации в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий один раз в год и проезд в пригородном сообщении или в поездах дальнего следования (при отсутствии пригородного) на суммарное расстояние двух направлений до 200 км или оплату (компенсацию) проезда работникам и находящимся на их иждивении детям в возрасте до 18 лет (не более двух), а также устанавливают порядок и условия ее предоставления.
Коллективным договором открытого акционерного общества "Р" на 2011 - 2013 годы предусмотрено право работников на бесплатный проезд в пригородном сообщении на железнодорожном транспорте общего пользования от места жительства до места работы (учебы), а также работникам и находящимся на их иждивении детям в возрасте до 18 лет, детям работников, погибших в результате несчастного случая на производстве, до достижения ими возраста 18 лет по личным надобностям в пригородном сообщении на суммарное расстояние двух направлений до 200 км в пригородных поездах всех категорий независимо от скорости движения (абзацы 3, 9 пункта 4.2.3).
Из объяснений представителей РСТ Забайкальского края следует, что полагая перевозку работников ОАО "Р" железнодорожным транспортом пригородного сообщения, осуществляемую ОАО "З", услугой, оказываемой перевозчиком структурным подразделениям ОАО "Р" в рамках заключенных между ними договоров, расходы на которую не должны компенсироваться за счет бюджета Забайкальского края, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ввело в текст примечаний оспариваемое прокурором предложение.
По мнению суда, данная позиция, озвученная в судебном заседании, противоречит действующему законодательству.
Указывая, что оплата предоставляемых услуг осуществляется в рамках гражданско-правовых отношений, возникших на основании заключенных между хозяйствующими субъектами договоров, РСТ Забайкальского края фактически вмешивается в договорные отношения между юридическими лицами, что противоречит статье 1 Гражданского кодекса РФ о свободе договора и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела.
Озвученная позиция свидетельствует о том, что РСТ Забайкальского края, установив порядок и размер оплаты по договорам между хозяйствующими субъектами, вышла за пределы своей компетенции, установленной приведенными выше нормативными правовыми актами, и вторглась в сферу общественных отношений, регулирование которых осуществляется гражданским законодательством, находящимся в ведении Российской Федерации.
Утверждение о том, что оспариваемое предложение определяет порядок компенсации потерь в доходах субъекта регулирования за счет средств ОАО "Российские железные дороги", противоречит Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", устанавливающему, что потери в доходах перевозчика, возникшие в результате государственного регулирования тарифов, возмещаются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а не за счет хозяйствующих субъектов и потребителей услуг.
Доводы о том, что ОАО "Р", исходя из пункта 5 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", должно оплачивать расходы по проезду ее работников по экономически обоснованному тарифу, не соответствуют действующему законодательству.
По смыслу подпункта "в" пункта 5 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643, статьи 12 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 312-ЗЗК "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края" государственное регулирование тарифов должно осуществляться по единым принципам, нормам и правилам, установленным действующим законодательством, которые не допускают возможность установления различных тарифов для отдельных категорий пассажиров.
Кроме того, согласно изложенной в суде позиции РСТ Забайкальского края, специальные тарифы для каких-либо лиц, в том числе и для работников ОАО "Р", приказом от 26.04.2013 № 80 не устанавливались. Это же следует из текста оспариваемого акта, которым установлены только тарифы для населения и экономически обоснованные тарифы.
Ставя оплату услуг в зависимость от условий заключенных договоров, РСТ Забайкальского края не определило, о каких договорах идет речь, между какими лицами они должны быть заключены.
Из материалов дела следует, что в настоящее время имеются договоры между ОАО "Р" и ОАО "З" о перевозке работников ОАО "Р" по служебной необходимости и по личным надобностям. Также имеется заключенный договор между ОАО "З" и Министерством территориального развития Забайкальского края.
Указанные договоры предусматривают различный порядок и размер оплаты услуг по перевозке работников ОАО "Р" в зависимости от целей поездки. В первых обязанность по оплате проезда по экономически обоснованному тарифу возлагается на ОАО "Р", в последнем договоре - по тарифам для населения, а в случае проезда по служебным надобностям - по экономически обоснованному тарифу.
Неясность в определении размера тарифов на услуги по перевозке работников ОАО "Р" повлекла начисление работникам указанной организации налога на доходы, полученные в натуральной форме в виде стоимости оплаченного работодателем проезда (статьи 210, 211 Налогового кодекса РФ), в ряде случаев в размере, превышающем установленные РСТ Забайкальского края тарифы для населения, что является недопустимым и противоречит самой сути установления права на бесплатный проезд. Указанные обстоятельства представителями РСТ Забайкальского края не опровергнуты и не оспорены.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма не соответствует требованиям формальной определенности, ведет к неоднозначному толкованию вопросов определения тарифов на услуги по перевозке работников ОАО "Р" железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и порядка компенсации выпадающих доходов перевозчика (при установлении тарифов ниже экономически обоснованных), что повлекло возникновение ситуации правовой неопределенности в содержании правового регулирования.
Принимая во внимание приведенные выше разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым неясность правового регулирования является самостоятельным основанием для признания оспариваемого акта или его части недействующими, суд полагает необходимым признать примечания к приложениям № 1 и 2 Приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 26 апреля 2013 года № 80 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги" в части предложения "Оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" производится с учетом заключенных договоров исходя из экономически обоснованного тарифа" противоречащими федеральному законодательству и не действующими по мотиву правовой неопределенности.
Поскольку неопределенность правовой нормы не позволяет однозначно толковать ее содержание, что повлекло разногласия в ее применении, допускает возможность полагать ее принятой РСТ Забайкальского края с превышением своих полномочий, а также позволяет осуществлять начисление налогов на доходы работников ОАО "Р" за оплаченный работодателем проезд в размере, превышающем размер тарифов для населения, суд полагает возможным признать оспариваемые положения недействующими с момента их принятия.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия примечания к приложениям № 1 и 2 Приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 26 апреля 2013 года № 80 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги" в части предложения "Оплата услуг по перевозке работников ОАО "Р" производится с учетом заключенных договоров исходя из экономически обоснованного тарифа".
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете "Азия-Экспресс".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Забайкальский краевой суд.
Судья
Т.Н.ВАСИЛЬЕВА
------------------------------------------------------------------