Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15.08.2013 по делу N А78-3175/2013 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 19.11.2012 N 570 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "Коммунальник", на 2013 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 августа 2013 г. по делу № А78-3175/2013

Резолютивная часть решения объявлена 8 августа 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 августа 2013 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Клишиной Ю.Ю.,
судей Бочкарниковой Л.В., Литвинцева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью <...> (ОГРН <...>, ИНН <...>)
к <...> (ОГРН <...>, ИНН <...>)
при участии Прокуратуры Забайкальского края,
о признании недействующим приказа № 570 от 19.11.2012 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО <...> на 2013 год", при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ф., представителя по доверенности от 21.01.2013;
от заинтересованного лица - П., представителя по доверенности от 04.11.2012;
от прокуратуры Забайкальского края - Выскубовой С.А., прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Забайкальского края (удостоверение ТО № 145248),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью <...> (далее - Общество, ООО <...>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к <...> (далее - <...>) о признании недействующим приказа № 570 от 19.11.2012 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО <...> на 2013 год".
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что <...> при рассмотрении дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии не приняты во внимание и не учтены в полной мере представленные ООО <...> документы, подтверждающие затраты ООО <...> на оплату труда работников и приобретение ГСМ, не верно учтен коэффициент полезного действия котельных, не в полном объеме учтены потери в тепловых сетях.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просил отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ был принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, представил отзыв.
Представитель прокуратуры в судебном заседании в своем заключении просил отказать в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого приказа недействующим.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, Приказом <...> от № 570 от 19.11.2012 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО <...> на 2013 год":
1. Установлены и введены в действие с календарной разбивкой одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде ООО <...>, согласно приложению № 1 к данному приказу.
2. Установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на услуги горячего водоснабжения, оказываемые ООО <...>, согласно приложению № 2 к данному приказу.
3. Установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на услуги холодного водоснабжения, оказываемые ООО <...> на территории муниципального района "Забайкальский район", согласно приложению № 3 к данному приказу.
4. Установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ООО <...> на территории муниципального района "Забайкальский район", согласно приложению № 4 к данному приказу.
5. ООО <...>:
5.1. Применять при расчете с населением размеры платы граждан за коммунальные услуги, определенные с учетом нормативов потребления, установленных уполномоченным органом, с календарной разбивкой согласно приложению № 5 к данному приказу.
5.2. Довести до сведения потребителей установленные тарифы и размеры платы граждан за коммунальные услуги.
6. Признаны утратившими силу с 01.01.2013 приказы <...> от 23.11.2011 № 558 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО <...> на 2012 год", от 02.04.2012 № 100 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде ООО <...> от котельной "Госпиталь" в муниципальном образовании городское поселение "Борзинское" муниципального района "Борзинский район", от 02.04.2012 № 101 "О внесении изменений в приказ <...> от 12.11.2011 № 558", от 09.04.2012 № 105 "О внесении изменений в приказ <...> от 02.04.2012 № 100", от 05.10.2012 № 248 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО <...> в муниципальном образовании городской округ "Город Петровск-Забайкальский" на 2012 год".
Названный приказ опубликован в газете "Азия-Экспресс" № 48/1 от 29.11.2012.
Считая, что данный приказ нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и не соответствуют законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ООО <...> обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4 и 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оспариваемый акт издан в форме приказа, в пределах полномочий по установлению тарифов на тепловую энергию, закрепленных Федеральным законом о теплоснабжении, Положением о <...>. Так, согласно Положению о <...>, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 16 февраля 2010 года № 56, полномочия по установлению тарифов на коммунальные услуги на территории Забайкальского края возложены на <...>.
Приказ в установленном законом порядке опубликован в газете "Азия-Экспресс" № 48/1 от 29.11.2012.
Приказ содержит норму права, устанавливает размер и срок действия тарифов на коммунальные услуги. Действие приказа распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, то есть действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Таким образом, оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, изданным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, сфера действия которого поименована в п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относится к сфере экономической деятельности, в связи с чем рассмотрение настоящего спора находится в компетенции арбитражного суда.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (пункты 4 - 6 статьи 194).
В соответствии с Федеральными законами от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (ранее от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса") тарифы на коммунальные услуги, подлежат государственному регулированию.
Постановлением № 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии (далее - Основы), а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Закон о теплоснабжении.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, в частности, являются: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
Частью 1 ст. 10 Закона о теплоснабжении установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; создание условий для привлечения инвестиций; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Порядок рассмотрения представленных организациями материалов для установления тарифов, сроки проведения экспертизы, порядок принятия тарифов регулируется пп. 8, 10, 13, 16, 18 Правил.
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (п. 16 Основ).
Перечень затрат, включаемых в расходы, связанные с осуществлением регулируемой деятельности, определен в пункте 19 Основ ценообразования, к ним относятся расходы: на топливо; на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность); на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; на сырье и материалы; на ремонт основных средств; на оплату труда и отчисления на социальные нужды; на амортизацию основных средств и нематериальных активов; прочие расходы.
Согласно пунктам 16 - 17 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов, а экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: 1) оценку достоверности данных приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней; 2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность (по общепринятым показателям); 3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; 4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; 5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; 6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; 7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
В соответствии с п. 12 Правил регулирующий орган имеет право запрашивать дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса.
Согласно требованиям п. 22 Правил основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе, являющемся неотъемлемой частью решения об установлении тарифов.
В пункте 10 Правил установлен перечень материалов, обязательных для представления в соответствующий регулирующий орган для принятия решения об открытии дела об установлении тарифов.
Как следует из представленных в дело экспертных заключений, расчет транспортных расходов <...> произведен исходя из нормативного расхода топлива и его стоимости.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 24, подпунктом 3 пункта 36 Основ стоимость горюче-смазочных материалов принята на уровне, сложившемся в среднем по Забайкальскому краю на момент проведения экспертизы по данным ОАО <...> с учетом прогнозного роста 104,9%.
В заявке ООО <...> представлены регистры бухгалтерского учета по учету горюче-смазочных материалов, в которых ведется учет, и топлива, и смазочных материалов.
Вместе с тем, выделение из представленных материалов расходов на топливо и расходов на покупку смазочных материалов невозможно в связи с отсутствием раздельного учета, при этом первичная документация (товарные чеки), подтверждающие стоимость горюче-смазочных материалов, РСТ Обществом не представлены.
Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации уровень инфляции в 2012 году составил 3%, в 2013 году - 4,9%, за период 2012 - 2013 годы - 7,9%.
Общая сумма затрат на содержание автотранспорта в целом по Обществу по расчету <...> на 2013 год на 20,0% превышает сумму фактических расходов по статье за 2011 год, что подтверждается представленными в суд таблицами.
Пунктом 27 Основ предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Общероссийским отраслевым объединением работодателей <...> и <...> 22.06.2007 заключено отраслевое тарифное соглашение на 2008 - 2010 гг., которое 05.09.2007 прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, утверждено Рострудом (далее - отраслевое тарифное соглашение). Действие указанного документа до 01.01.2014.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о теплоснабжении при формировании тарифов <...> жестко ограничено предельными индексами роста, установленными Федеральной службой по тарифам, а также условиями формирования тарифов, определенными и применяемыми ФСТ России.
Предельный индекс роста по услуге теплоснабжения в соответствии с приказом ФСТ России от 9 октября 2012 года № 231-э/4 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год" составил 111,3%.
При формировании тарифов <...> расчет затрат на оплату труда произведен исходя из ставки первого разряда, принятой в предшествующем периоде регулирования с учетом индекса потребительских цен 107,1%.
Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации индекс потребительских цен в 2012 году составил 6%, в 2013 году - 7,1%, за период 2012 - 2013 годы - 13,1%.
Сумма затрат, заложенная в тариф на 2013 год, на 50,16% превышает сумму фактических расходов по статье за 2011 год.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования.
Предшествующим периодом регулирования при проведении экспертизы тарифов на коммунальные услуги является 2011 год.
Выплата соответствующих средств производится из краевого бюджета.
Так, в соответствии с экспертным заключением <...> по анализу результатов технических испытаний, проведенных ООО <...> в отношении объектов коммунальной инфраструктуры ООО <...>, на основании постановления Правительства Забайкальского края от 16 сентября 2011 года № 469 и соответствующих распоряжений органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых ООО <...> оказывает коммунальные услуги, выплачено из краевого бюджета за 2008 год - I полугодие 2011 года средств на возмещение расходов, возникших вследствие пережога и удорожания топлива, в том числе из-за низкого КПД котлов, в полном объеме на общую сумму 70583043 руб.

Данные о температуре фактической температуре грунта предприятием <...> не представлены, доказательств обратного заявителем также не представлено.
Сумма выпадающих доходов за счет перерасхода топлива, в том числе из-за низкого КПД котлов во II полугодии 2011 года составила 4300903 руб., о чем <...> была предоставлена информация в адрес Министерства территориального развития Забайкальского края.
Сумма выпадающих доходов за счет перерасхода топлива, в том числе из-за низкого КПД котлов, составила 3242237 руб.
Согласно отчетам органов местного самоуправления в 2012 году, в соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края от 19 июня 2012 г. № 267 "О распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на компенсацию дополнительных расходов организаций коммунального комплекса, работающих на муниципальном имуществе, полученных в результате превышения фактических расходов над плановыми, учтенных при расчете тарифов <...>, вызванных ростом стоимости топлива (с учетом доставки), а также превышения расхода топлива (угля) в результате износа котельного оборудования, для погашения задолженности за поставленный уголь и создания запаса топлива" из бюджета края выделены и направлены на ООО <...> средства на создание запасов твердого топлива.
На основании пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В случае если по итогам расчетного периода регулирования выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При проведении экспертизы экономической обоснованности тарифов на 2013 год в состав необходимой валовой выручки не включены расходы, финансирование которых осуществляется не за счет средств, полученных от конечных потребителей, то есть предусмотренное финансирование фактических расходов, понесенных ООО <...>, в том числе затрат на топливо, покрывает указанные расходы в полном объеме.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу, что экспертное заключение отвечает требованиям пункта 17 Правил, в частности, содержит анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, не указание в протоколе заседания Комиссии оснований непринятия заявленных обществом предложений, не повлекло существенных нарушений прав заявителя, представитель которого участвовал на заседании Комиссии, имел возможность донести свою позицию, а также ознакомиться с позицией <...>.
Таким образом, оспариваемый приказ от 19.11.2012 № 570 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО <...>, на 2013 год" принят <...> в рамках своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью <...> (ОГРН <...>, ИНН <...>) о признании недействующим приказа <...> № 570 от 19.11.2012 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО <...> на 2013 год" отказать.
Признать приказ <...> № 570 от 19.11.2012 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО <...> на 2013 год" соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня принятия.

Председательствующий
Ю.Ю.КЛИШИНА

Судьи
Л.В.БОЧКАРНИКОВА
А.Б.ЛИТВИНЦЕВ


------------------------------------------------------------------