Решение Забайкальского краевого суда от 27.05.2013 по делу N 3-17/2013 <О признании недействующими пункта 7 части 1 и часть 2 статьи 5 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 г. N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" в части, в которой пункт 7 части 1 статьи 5 фактически исключает членов семьи, проживающих с пенсионерами из числа педагогических работников, имеющих общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках не менее 10 лет, и проживающим с ними членам семьи только в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с Федеральным законом>
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. по делу № 3-17/2013
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,
при секретаре К.,
с участием:
представителя заявителя М.Л. - М.Н.,
представителя Законодательного собрания Забайкальского края К.,
представителя временно исполняющего обязанности Губернатора Забайкальского края Л.,
прокурора прокуратуры Забайкальского края Чадовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.Л. о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими пункта 7 части 1 и части 2 статьи 5 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" и обязании Законодательного собрания Забайкальского края устранить допущенные нарушения путем приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным,
установил:
Законодательным Собранием Забайкальского края принят Закон Забайкальского края от 17 февраля 2009 г. № 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае", опубликованный 25 февраля 2009 г. в газете "Забайкальский рабочий" № 35.
Его пунктом 7 части 1 статьи 5 предусмотрено предоставление пенсионерам из числа педагогических работников, имеющим общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления), освещение при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись данные меры социальной поддержки.
Кроме того, частью 2 статьи 5 установлено, что специалистам, перечисленным в названной статье, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.
М.Л., являясь педагогом-пенсионером со стажем работы в общеобразовательном учреждении сельской и приравненной к ней местности более 10 лет, просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими приведенные выше пункт 7 части 1 и часть 2 статьи 5 регионального Закона.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы ограничивают ее право пенсионера-педагога совместно с членами семьи бесплатно пользоваться жилым помещением с отоплением и освещением в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Установленная региональным Законом социальная компенсация не предполагает распространение социальной поддержки на членов ее семьи и не покрывает фактические расходы по оплате жилья с отоплением и освещением.
Полагает, что, поскольку право на социальную льготу для педагогических работников сельских школ и членов их семей после выхода на пенсию было закреплено в Постановлении Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной общеобразовательных школ в сельской местности" и сохранило силу в Российской Федерации после изменения законодательства и распада СССР, то ограничение данного права законом субъекта Российской Федерации снижает ранее достигнутый уровень ее социальной защиты и противоречит федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представители законодательного органа и губернатора Забайкальского края возражали против их удовлетворения, считая доводы заявителя необоснованными.
Заслушав участвующих лиц, заключение прокурора, полагавшей, что требования подлежат отклонению, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованием о признании недействующим противоречащего федеральному законодательству нормативного акта субъекта Российской Федерации, если такой акт нарушает его охраняемые законом права и интересы.
М.Л., 1945 года рождения, проживает в ЗАТО поселок Горный Улётовского района Забайкальского края, являющемся поселком городского типа согласно статье 6 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 320-ЗЗК "Об административно-территориальном устройстве Забайкальского края".
Сведения, внесенные в трудовую книжку и пенсионное удостоверение, подтверждают наличие у нее на момент назначения пенсии 15.05.1996 и фактического выхода на пенсию 26.10.2009 не менее 10-ти лет стажа педагогической работы в <...>, расположенной в поселке городского типа <...>.
Таким образом, М.Л. относится к категории лиц, пользующихся мерами социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг в сельской и приравненной к ней местности, и вправе оспаривать положения вышеназванного регионального Закона.
В соответствии со статьей 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно пп. "е", "ж", "к" ст. 72 и пп. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Указанные права и льготы, предусмотренные в отношении перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет педагогических работников, были распространены на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках) РСФСР и проживающих с ними членов их семей распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 г. № 1003р.
Положения названных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, в поселках городского типа (рабочих поселках) вышедшим на пенсию, сохранили свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 (далее - Закон № 3266-1).
По абзацу 3 части 5 статьи 55 Закона № 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Названное законоположение, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении № 553-О-П от 2 апреля 2009 года, не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрена новая редакция статьи 55, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу данного Федерального закона.
Каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшение объема мер социальной поддержки в отношении педагогических работников, включая вышедших на пенсию, субъектам Российской Федерации федеральным законодательством не предоставлено.
Суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что жилищно-коммунальные льготы, ранее распространенные законодательством СССР на педагогов-пенсионеров сельской и приравненной к ней местности, с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации "Об образовании", в частности, его статьи 55, не применяются.
Ранее принятые нормативные акты органов исполнительной власти СССР, предоставившие льготы указанной категории пенсионеров-педагогов, не отменены, федеральному законодательству о социальных гарантиях и льготах педагогических работников не противоречат, и сохраняют силу в отсутствие иного регулирования законодательством Российской Федерации.
Правовая позиция по рассматриваемому вопросу была высказана Конституционным судом Российской Федерации в Определении № 553-О-П от 2 апреля 2009 года, а также в правоприменительной практике Верховного Суда Российской Федерации (Определения от 17.11.2010 № 10-Г10-86, от 13.04.2011 № 41-Г11-24, от 10.08.2011 № 10-Г11-11).
Исходя из вышеприведенных положений федерального законодательства, суд находит обоснованными доводы заявительницы М.Л. о том, что пункт 7 части 1 и часть 2 статьи 5 регионального Закона ограничили права пенсионеров из числа педагогических работников, при наличии у них 10-летнего стажа педагогической работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатное совместно с проживающими с ними членами семьи пользование жилой площадью с отоплением и освещением.
Оспариваемые М.Л. нормы не предусматривают распространение мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления), освещение на членов семей пенсионеров педагогических работников образовательных учреждений, отработавших в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, и фактически допускают включение этой категории лиц в перечень специалистов, которым льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг. Этим они нарушают требования федерального законодательства.
М.Л. просит признать заявленные нормы не действующими в полном объеме, однако каждая из них касается и иных категорий специалистов, которым региональным Законом предоставлены меры социальной поддержки, и в указанной части они не содержат нарушений непосредственных прав заявительницы и не могут быть предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
Соответственно этому суд находит возможным признать оспариваемые нормы недействующими с момента вступления решения в законную силу в той части, которая касается пенсионеров из числа соответствующей категории педагогических работников, и только в той мере, в которой они не распространяются на членов их семей и допускают ограничение предоставления социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления) и освещение пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативами потребления коммунальных услуг, устанавливаемыми высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом, тем самым заменяя бесплатность и снижая ранее достигнутый уровень социальной защиты.
В части заявления М.Л. об обязании Законодательного собрания Забайкальского края устранить допущенные нарушения путем приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным надлежит отказать, поскольку удовлетворение данного требования являлось бы вмешательством суда в компетенцию законодательного органа.
Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны судебные расходы, в частности, на уплату госпошлины.
М.Л. при подаче заявления уплатила госпошлину в размере 200 рублей. Указанные расходы подлежат компенсации с Законодательного собрания Забайкальского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199, 251 - 254 ГПК РФ,
решил:
Заявление М.Л. удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 7 части 1 и часть 2 статьи 5 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 г. № 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" в той части, в которой пункт 7 части 1 статьи 5 фактически исключает членов семьи, проживающих с пенсионерами из числа педагогических работников, имеющих общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, из состава лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления), освещение, и в той части, в которой часть 2 статьи 5 допускает предоставление социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления), освещение пенсионерам из числа педагогических работников, имеющим общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, и проживающим с ними членам семьи только в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.
В остальной части заявления отказать.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете "Забайкальский рабочий".
Взыскать с Законодательного собрания Забайкальского края в пользу М.Л. расходы на уплату государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его оглашения путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий судья
К.Ж.ШАРКОВА
------------------------------------------------------------------
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. по делу № 3-17/2013
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,
при секретаре К.,
с участием:
представителя заявителя М.Л. - М.Н.,
представителя Законодательного собрания Забайкальского края К.,
представителя временно исполняющего обязанности Губернатора Забайкальского края Л.,
прокурора прокуратуры Забайкальского края Чадовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.Л. о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими пункта 7 части 1 и части 2 статьи 5 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" и обязании Законодательного собрания Забайкальского края устранить допущенные нарушения путем приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным,
установил:
Законодательным Собранием Забайкальского края принят Закон Забайкальского края от 17 февраля 2009 г. № 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае", опубликованный 25 февраля 2009 г. в газете "Забайкальский рабочий" № 35.
Его пунктом 7 части 1 статьи 5 предусмотрено предоставление пенсионерам из числа педагогических работников, имеющим общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления), освещение при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись данные меры социальной поддержки.
Кроме того, частью 2 статьи 5 установлено, что специалистам, перечисленным в названной статье, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.
М.Л., являясь педагогом-пенсионером со стажем работы в общеобразовательном учреждении сельской и приравненной к ней местности более 10 лет, просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими приведенные выше пункт 7 части 1 и часть 2 статьи 5 регионального Закона.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы ограничивают ее право пенсионера-педагога совместно с членами семьи бесплатно пользоваться жилым помещением с отоплением и освещением в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Установленная региональным Законом социальная компенсация не предполагает распространение социальной поддержки на членов ее семьи и не покрывает фактические расходы по оплате жилья с отоплением и освещением.
Полагает, что, поскольку право на социальную льготу для педагогических работников сельских школ и членов их семей после выхода на пенсию было закреплено в Постановлении Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной общеобразовательных школ в сельской местности" и сохранило силу в Российской Федерации после изменения законодательства и распада СССР, то ограничение данного права законом субъекта Российской Федерации снижает ранее достигнутый уровень ее социальной защиты и противоречит федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представители законодательного органа и губернатора Забайкальского края возражали против их удовлетворения, считая доводы заявителя необоснованными.
Заслушав участвующих лиц, заключение прокурора, полагавшей, что требования подлежат отклонению, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованием о признании недействующим противоречащего федеральному законодательству нормативного акта субъекта Российской Федерации, если такой акт нарушает его охраняемые законом права и интересы.
М.Л., 1945 года рождения, проживает в ЗАТО поселок Горный Улётовского района Забайкальского края, являющемся поселком городского типа согласно статье 6 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 320-ЗЗК "Об административно-территориальном устройстве Забайкальского края".
Сведения, внесенные в трудовую книжку и пенсионное удостоверение, подтверждают наличие у нее на момент назначения пенсии 15.05.1996 и фактического выхода на пенсию 26.10.2009 не менее 10-ти лет стажа педагогической работы в <...>, расположенной в поселке городского типа <...>.
Таким образом, М.Л. относится к категории лиц, пользующихся мерами социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг в сельской и приравненной к ней местности, и вправе оспаривать положения вышеназванного регионального Закона.
В соответствии со статьей 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно пп. "е", "ж", "к" ст. 72 и пп. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Указанные права и льготы, предусмотренные в отношении перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет педагогических работников, были распространены на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках) РСФСР и проживающих с ними членов их семей распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 г. № 1003р.
Положения названных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, в поселках городского типа (рабочих поселках) вышедшим на пенсию, сохранили свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 (далее - Закон № 3266-1).
По абзацу 3 части 5 статьи 55 Закона № 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Названное законоположение, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении № 553-О-П от 2 апреля 2009 года, не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрена новая редакция статьи 55, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу данного Федерального закона.
Каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшение объема мер социальной поддержки в отношении педагогических работников, включая вышедших на пенсию, субъектам Российской Федерации федеральным законодательством не предоставлено.
Суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что жилищно-коммунальные льготы, ранее распространенные законодательством СССР на педагогов-пенсионеров сельской и приравненной к ней местности, с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации "Об образовании", в частности, его статьи 55, не применяются.
Ранее принятые нормативные акты органов исполнительной власти СССР, предоставившие льготы указанной категории пенсионеров-педагогов, не отменены, федеральному законодательству о социальных гарантиях и льготах педагогических работников не противоречат, и сохраняют силу в отсутствие иного регулирования законодательством Российской Федерации.
Правовая позиция по рассматриваемому вопросу была высказана Конституционным судом Российской Федерации в Определении № 553-О-П от 2 апреля 2009 года, а также в правоприменительной практике Верховного Суда Российской Федерации (Определения от 17.11.2010 № 10-Г10-86, от 13.04.2011 № 41-Г11-24, от 10.08.2011 № 10-Г11-11).
Исходя из вышеприведенных положений федерального законодательства, суд находит обоснованными доводы заявительницы М.Л. о том, что пункт 7 части 1 и часть 2 статьи 5 регионального Закона ограничили права пенсионеров из числа педагогических работников, при наличии у них 10-летнего стажа педагогической работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатное совместно с проживающими с ними членами семьи пользование жилой площадью с отоплением и освещением.
Оспариваемые М.Л. нормы не предусматривают распространение мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления), освещение на членов семей пенсионеров педагогических работников образовательных учреждений, отработавших в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, и фактически допускают включение этой категории лиц в перечень специалистов, которым льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг. Этим они нарушают требования федерального законодательства.
М.Л. просит признать заявленные нормы не действующими в полном объеме, однако каждая из них касается и иных категорий специалистов, которым региональным Законом предоставлены меры социальной поддержки, и в указанной части они не содержат нарушений непосредственных прав заявительницы и не могут быть предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
Соответственно этому суд находит возможным признать оспариваемые нормы недействующими с момента вступления решения в законную силу в той части, которая касается пенсионеров из числа соответствующей категории педагогических работников, и только в той мере, в которой они не распространяются на членов их семей и допускают ограничение предоставления социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления) и освещение пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативами потребления коммунальных услуг, устанавливаемыми высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом, тем самым заменяя бесплатность и снижая ранее достигнутый уровень социальной защиты.
В части заявления М.Л. об обязании Законодательного собрания Забайкальского края устранить допущенные нарушения путем приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным надлежит отказать, поскольку удовлетворение данного требования являлось бы вмешательством суда в компетенцию законодательного органа.
Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны судебные расходы, в частности, на уплату госпошлины.
М.Л. при подаче заявления уплатила госпошлину в размере 200 рублей. Указанные расходы подлежат компенсации с Законодательного собрания Забайкальского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199, 251 - 254 ГПК РФ,
решил:
Заявление М.Л. удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 7 части 1 и часть 2 статьи 5 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 г. № 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" в той части, в которой пункт 7 части 1 статьи 5 фактически исключает членов семьи, проживающих с пенсионерами из числа педагогических работников, имеющих общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, из состава лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления), освещение, и в той части, в которой часть 2 статьи 5 допускает предоставление социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления), освещение пенсионерам из числа педагогических работников, имеющим общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, и проживающим с ними членам семьи только в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.
В остальной части заявления отказать.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете "Забайкальский рабочий".
Взыскать с Законодательного собрания Забайкальского края в пользу М.Л. расходы на уплату государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его оглашения путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий судья
К.Ж.ШАРКОВА
------------------------------------------------------------------