Решение Думы городского округа "Город Чита" от 23.05.2013 N 63 "Об информации прокуратуры Забайкальского края "О состоянии законности и прокурорском надзоре за исполнением законов при противодействии преступности на территории города Читы"



ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА"

РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. № 63

ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРОКУРАТУРЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "О СОСТОЯНИИ
ЗАКОННОСТИ И ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ЧИТЫ"

Рассмотрев представленную прокуратурой Забайкальского края информацию и заслушав старшего прокурора отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов УВД Забайкальского края, ФСКН и юстиции прокуратуры Забайкальского края советника юстиции Сенотрусова A.M. о состоянии законности и прокурорском надзоре за исполнением законов при противодействии преступности на территории города Читы, Дума городского округа решила:
Принять к сведению информацию прокуратуры Забайкальского края "О состоянии законности и прокурорском надзоре за исполнением законов при противодействии преступности на территории города Читы".

Председатель Думы
А.П.ЗЕНКОВ





ТЕЗИСЫ
к докладу
на заседание Думы городского
округа "Город Чита"
по вопросу "О состоянии законности
и прокурорском надзоре за
исполнением законов при
противодействии преступности на
территории города Читы"

г. Чита 22.05.2013

Вопросам борьбы с преступностью, координации деятельности правоохранительных органов края и его центра - г. Читы, прокуратурой Забайкальского края уделяется особое внимание, что связано как с ростом преступности в целом, ее отдельных видов, в том числе удельного веса повторно совершенных преступлений, так и с состоянием превентивной работы органов профилактики.
При этом, необходимо помнить, что согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации вопросы охраны общественного порядка являются задачей не только правоохранительных органов, но и органов местного самоуправления. Указом Президента Российской Федерации от 11.12.2010 вопросы координации по борьбе с преступностью возложены на руководителей исполнительной власти регионов.
В 2012 году на территории краевого центра, как и в целом по краю наблюдается снижение количества зарегистрированных преступлений с 13394 до 12951 преступления (-3,3%), при этом тяжких и особо тяжких с 3652 до 3357 (-8%), разбойных нападений с 108 до 98 (- 9,2%), грабежей с 963 до 753 (-21%), краж с 7286 до 6942 (-4,7%), квартирных краж - на 18% (с 1416 до 1159). На 32 % возросло количество краж транспортных средств. Почти каждое второе преступление совершено в общественном месте, каждое четвертое - на улицах города.
Вместе с тем, уже по итогам 1 квартала 2013 года в городе наблюдается общий рост преступности на 24,4% (всего зарегистрировано 3624 преступления). Особую тревогу вызывает рост умышленных убийств за 2012 год - 94 (+16) и 1 квартал 2013 года - 23 (+3). Так, в первом квартале 2013 года жертвами убийств (с покушениями) стали 26 человек, количество тяжких и особо тяжких преступлений возросло на 15%, разбоев - в 2,5 раза (с 22 до 57), грабежей - на 30 %, краж - на 24,4%. Осложнилась ситуация с посягательствами на автотранспорт. Так, количество краж транспортных средств возросло в 2,5 раза, угонов - в 1,5 раза. При этом, сотрудниками полиции города раскрыта лишь треть от числа зарегистрированных преступлений. Так, из 199 зарегистрированных на территории краевого центра грабежей окончено расследованием лишь 38 (19%), из 57 краж транспортных средств - лишь 8 (17,8%), из 53 зарегистрированных угонов раскрыто 23 (39,7%). Основными причинами посягательств на автотранспорт являются постоянно увеличивающееся его количество, недостаточное количество гаражей, слабая охрана гаражных кооперативов, парковка в ночное время во дворах домов, отсутствие элементарных мер предотвращения хищений со стороны самих владельцев. В составе УУР УМВД России по Забайкальскому краю действует отделение по раскрытию преступлений, связанных с хищениями и угонами автотранспорта, от которого в ближайшее время мы ждем конкретных мероприятий, направленных на пресечение и раскрытие таких преступлений. Прокуратурой края, в свою очередь, запланирована проверка деятельности данного подразделения.
Кроме того, аппаратом прокуратуры края проинформированы межрайпрокуроры, прокуроры города Читы о снижении раскрываемости преступлений и необходимости принятия конкретных мер, в том числе координационного характера к исправлению сложившейся ситуации.
В ушедшем году прокуратурой края повышенное внимание уделялось анализу состояния работы правоохранительных органов края по раскрытию и расследованию квартирных краж. В этих целях, на протяжении второго полугодия при заместителе прокурора края ежемесячно проводились оперативные межведомственные совещания, посвященные данному вопросу. Результатом этого явилось как снижение зарегистрированных на территории краевого центра краж, совершенных с незаконным проникновением в жилище (на 13%), так и увеличение уровня их раскрываемости на 14%.
Следует отметить активность оперативных подразделений города в раскрытии разбойных нападений, которые, несмотря на увеличение более чем в 2 раза числа таких преступлений, не уронили их раскрываемость. Кроме того, в недавнее время раскрыта серия разбойных нападений на супермаркеты города, в настоящее время установлены личности 9 преступников, в отношении 5 из которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Увеличение криминальной активности населения отмечается в общественных местах на 75,2% (1731 или каждое второе преступление) и на улице - на 68,2% (893 или каждое четвертое преступление). За 3 месяца текущего года на улицах города совершено 4 убийства (АППГ - 2), 13 разбойных нападений (АППГ - 10), 17 угонов транспортных средств (АППГ -15), 423 кражи чужого имущества (АППГ - 261). При этом, наибольшая доля преступлений, совершенных на улице и в общественных местах приходится на Центральный район города, где в общественных местах совершено 1085 преступлений или 62,7%, на улице - 467 или 52,3% (АППГ - 544 или 55,1% и 278 или 52,4%).
Общий рост уровня преступности наблюдается по краю в течение последних лет, несмотря на ее снижение по большинству регионов России. Указанное обусловлено социально-экономическими факторами, связанными с безработицей и алкоголизацией населения. Кроме того, прирост объясняется систематической работой прокуроров по выявлению укрытых преступлений - за 2012-2149 (рост 802), за 3 квартал текущего года - 568.
В 2006 году на территории городского округа "Город Чита" действовала муниципальная целевая программа "Усиление борьбы с преступностью и профилактика правонарушений в городском округе "Город Чита" на 2003-2006 годы", утвержденная решением Читинской городской Думы от 11.12.2002 № 269, которая в настоящее время прекратила свое действие, иная программа в указанной сфере органами местного самоуправления не принята.
Серьезную озабоченность вызывает ситуация с внедрением и использованием АПК "Безопасный город". Ограниченное количество и слабые технические характеристики установленных камер не позволяют использовать их в процессе профилактики, раскрытии преступлений и их доказывании. Всего в рамках внедрения правоохранительного сегмента АПК "Безопасный город" установлено 56 видеокамер в местах массового пребывания граждан, а также в местах наиболее частого совершения преступлений и административных правонарушений, из которых в рабочем состоянии находятся только 12. Остальные видеокамеры не работают ввиду технических причин, а установленные видеокамеры технически устарели и не обеспечивают передачу информации. Запланированное в 2011-2012 увеличение числа видеокамер в общественных местах и расширение видеоархива до настоящего времени не реализовано.
Несмотря на снижение количества дорожно-транспортных происшествий в первом квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 138 до 108), их число не позволяет сделать вывод о надлежащем обеспечении безопасности дорожного движения в краевом центре. За 1 квартал 2013 года в ДТП на территории города погибло 6 человек (АППГ -18), 133 получили ранения (АППГ - 166). Из числа зарегистрированных в 1 квартале на территории краевого центра дорожно-транспортных происшествий, в связи с неудовлетворительным состоянием дорожных условий совершено почти 60% дорожно-транспортных происшествий - 63 (+21,2%, АППГ - 52), в которых 6 человек погибло, 74 получили телесные повреждения различной тяжести.
При этом по-прежнему не улучшается ситуация, связанная с дорожной деятельностью. Проверка, проведенная органами прокуратуры, в январе-феврале текущего года показала, что текущее содержание дорог городского округа "Город Чита" в зимний период времени является недостаточно эффективным, должный контроль со стороны Комитета ЖКХ администрации городского округа "Город Чита" за надлежащей организацией работы в данном направлении не налажен. В связи с чем прокурорами направлено в суды 116 заявлений о понуждении органов местного самоуправления к уборке снежных накатов на территории городского округа, которые рассмотрены и удовлетворены. В связи с ненадлежащим осуществлением Комитетом ЖКХ администрации городского округа "Город Чита" возложенных полномочий в адрес Мэра г. Читы прокуратурой края в феврале текущего года вносилось представление.
В течение 3 месяцев 2013 г. уровень рецидивной преступности на территории всех 4 районов города значительно вырос (+30%, с 415 до 538). Рост этих показателей как и прежде обусловлен усилением надзора за достоверностью правовой статистики. При этом, в Центральном, Железнодорожном и Ингодинском районах в период отбывания наказаний осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции, повторно совершено по 3 преступления, в Черновском - 10, всего 19 преступлений против 6 в АППГ. Это объясняется отсутствием надлежащего контроля за поведением осужденных, ненадлежащими проверками по месту жительства осужденных со стороны органов внутренних дел, ослаблением спроса уголовно-исполнительной инспекцией со злостных нарушителей порядка и условий отбывания наказаний. Так, например, допущено бесконтрольное поведение Щелкачева, осужденного Черновским районным судом 18.04.2012, 16.05.2012 приговор суда поступил на исполнение, в то же время УИИ даже не уведомлены заинтересованные службы. В этом же районе оставалось без должного внимания объяснение Белоноговой от 18.10.2012, в котором она сообщала об угрозах насилием и убийством в ее адрес с применением топоров и ножей в агрессивном состоянии и опьянении осужденным Цыбульским. Сообщение об этом преступлении для процессуальной проверки и предупреждения убийства от учета укрывалось до вмешательства прокуратуры края.
Учитывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 25 и ч. 1 ст. 39 УИК РФ обязательные и исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, администрацией городского округа "Город Чита" 04.02.2013 принято постановление "Об утверждении перечня объектов и организаций для отбывания осужденными наказаний в виде исправительных и обязательных работ на территории городского округа". Однако в этом постановлении объекты по видам наказаний не разграничены, не определено количество рабочих мест для отбывания наказания в виде исправительных работ. При таких условиях в филиалах уголовно-исполнительной инспекции возникает множество проблем с направлением осужденных для отбывания исправительных работ в указанные организации, часть из которых реорганизована, другие не имеют реальной возможности принимать осужденных на работу из-за отсутствия вакансий. В связи с этим ФКУ УИИ УФСИН по краю 19.02.2013 за № 77/ТО/33-775 было направлено письмо Мэру г. Читы с просьбой принять новое постановление, согласовав его с уголовно-исполнительной инспекцией. До настоящего времени муниципальным образованием городского округа "Город Чита" обращение не рассмотрено. Учитывая, что в текущем году по учетам прошло более 240 осужденных, для полноценного исполнения наказания в виде исправительных работ на сегодняшний день необходимо 230 рабочих мест.
Зачастую работодатели в определенных для исправительных работ организациях отказываются трудоустраивать осужденных. По состоянию на 10.03.2013 с 2012 г. в организациях, определенных органами местного самоуправления для исправительных работ, было отказано в трудоустройстве 135 осужденным. Вместе с тем, лишь о 43 таких случаях УИИ проинформированы надзирающие прокуроры. Так, например, в Железнодорожном районе отказано в трудоустройстве в 14 случаях. Из них, ООО УК "Вектор" (3); ООО "Магистраль" (3); ООО "Ингода" (2); ООО "Кенон" (4); ООО "Регион" (5). Аналогично, в Черновском районе (24). Из них, ООО УК "Гарант" (5); ОАО ПРП (1); ООО "Забайкалстроймонтаж" (1); ГУСО "Социальный приют" (4); УК "Прогресс" (4); 000 УК "Забстрой ЖКХ" (1); 000 " РУЭК" (2); 000 "Мир" (1); ГУ СО ЧКЦСОН " Берегиня" (1); 000 УК " Надежда" (1); 000 "ЖШ" (2); ИП "Голомаз" (1).
Указанный подход не может обеспечить установленный порядок исполнения наказания.
В состоянии алкогольного опьянения на территории города в 1 квартале текущего года совершено 436 преступлений (АППГ - 361) или почти каждое; третье от общего числа оконченных расследованием преступлений. Основными причинами алкоголизации населения являются безработица (на конец 2012 года) в городе не трудоустроены 1547 человек, только за январь 2013 года; безработными признаны еще 209 человек), незанятость населения, неэффективная пропаганда здорового образа жизни.
Вместе с тем, выявление преступлений, связанных с незаконной реализацией алкогольной продукции, остается низким. Так, при увеличении на территории обслуживания ПП "Кадалинский" на 24,6% количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (АППГ 39,6%), выявлено всего 2 преступления, предусмотренных ст. 238 УК РФ (АППГ-3), преступлений, предусмотренных ст. 234 УК РФ не выявлено. На территории Железнодорожного района г. Читы преступлений в указанной сфере не выявлено вовсе, тогда как количество преступлений, совершенных и состоянии алкогольного опьянения, увеличилось на 12,9% (АППГ-27%).
В настоящее время прокуратурой края разработано Указание "Об усилении надзора за исполнением законодательства о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Не способствуют стабилизации положения имеющиеся пробелы в действующем законодательстве. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" 27.12.2012 издано постановление Правительства РФ № 1425, которое наделило полномочиями органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления определять места и прилегающие территории, на которых запрещается продажа алкогольной продукции. Несмотря на имеющиеся полномочия до настоящего времени не определены места массового скопления граждан и прилегающие территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (расстояние от детских, образовательных учебных, спортивных, медицинских учреждений).

И.о. начальника управления по
надзору за уголовно-процессуальной
и оперативно-розыскной деятельностью
старший советник юстиции
M.B.ОСИПОВА


------------------------------------------------------------------