Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06.05.2013 по делу N А78-904/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 21.11.2012 N 574 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые организациями коммунального комплекса муниципального образования городское поселение "Атамановское" муниципального района "Читинский район", на 2012, 2013 годы">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2013 г. по делу № А78-904/2013

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 6 мая 2013 года.
Арбитражный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Судаковой Ю.В.,
судей: Бочкарниковой Л.В., Литвинцева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "К" (ОГРН <...>, ИНН <...>)
к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН <...>, ИНН <...>)
о признании недействующим приказа РСТ Забайкальского края № 574 от 21.11.2012 в части установления одноставочных тарифов для населения на 2012 - 2013 годы без одновременного установления порядка компенсации выпадающих доходов и установления экономически обоснованного тарифа,
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Администрации городского поселения "Атамановское" муниципального района "Читинский район" (ОГРН <...>, ИНН <...>),
при участии - Прокуратуры Забайкальского края,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - М., представителя общества с ограниченной ответственностью "К" по доверенности от 25.02.2013; К.И., представителя общества с ограниченной ответственностью "К" по доверенности от 15.09.2012;
от заинтересованного лица - П., представителя Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края по доверенности от 04.11.2012, от третьего лица - представитель не явился, извещены надлежащим образом; от прокуратуры - Казанцевой Л.И. - представителя Прокуратуры Забайкальского края (удостоверение ТО № 145285) - старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданских и арбитражном процессе прокуратуры Забайкальского края,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее - заявитель, ООО "К", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), о признании недействующими в порядке главы 23 АПК РФ:
- приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края № 574 от 21.11.2012, в части установления одноставочных тарифов для населения на 2012 - 2013 г. без одновременного установления порядка компенсации выпадающих доходов и установления экономически обоснованного тарифа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена - Администрация городского поселения "Атамановское" муниципального района "Читинский район" (далее - третье лицо, администрация).
Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется почтовое уведомление, подтверждающее его надлежащее извещение.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что РСТ по Забайкальскому краю при издании оспариваемого нормативно-правового акта необоснованно не включила в приказ экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для ООО "К", а также в приказе не предусмотрен механизм компенсации выпадающих доходов общества, которые образуются в связи с применением льготных тарифов.
В судебном заседании представители заявителя в полном объеме поддержали уточненные требования.
Представитель заинтересованного лица (РСТ Забайкальского края) в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просила отказать, ссылаясь на их необоснованность.
В отзыве на заявленные требования РСТ Забайкальского края подробно излагает порядок принятия оспариваемого нормативно-правового акта и указывает на то, что указанный нормативно-правовой акт принят в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель третьего лица в ходе предварительного судебного заседания в удовлетворении требований Общества просил отказать.
В судебном заседании прокурор просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассматривается по правилам статьи 123, частей 2, 3 статьи 156, части 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, арбитражный суд приходит к следующему.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Общество с ограниченной ответственностью "К" зарегистрировано по адресу: <...>, за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <...>.
В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 № 56, Служба наделена полномочиями по установлению тарифов на коммунальные услуги на территории Забайкальского края.
Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края был принят приказ от 21.11.2012 № 574 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "К" муниципального образования городского поселения "Атамановское" муниципального района "Читинский район" на 2012, 2013 годы" (опубликован в газете "Азия-экспресс", от 29.11.2012 № 48/1).
Указанным приказом РСТ по Забайкальскому краю были утверждены тарифы на услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, оказываемые, на территории муниципального образования городское поселение "Атамановское" муниципального района "Читинский район", соответственно в 2012 и 2013 гг. - ООО "К".
По мнению заявителя при принятии приказа № 574 от 21.11.2012 в части установления одноставочных тарифов для населения на 2012 - 2013 годы, РСТ Забайкальского края не включило в приказ механизм установления порядка компенсации выпадающих доходов и установления экономически обоснованного тарифа, что влечет за собой убытки общества в виде выпадающих доходов, вызванных применением регулируемых тарифов на тепловую энергию.
Полагая, что указанный приказ противоречит законодательству РФ, а также нарушает его права и законные интересы, ООО "К" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Приказ № 574 содержит норму права, устанавливает размер и срок действия тарифов на тепловую энергию. Действие приказа распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитан на неоднократное применение, то есть действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Таким образом, оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, изданным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, сфера действия которого поименовано в пункте 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относится к сфере экономической деятельности, в связи с чем рассмотрение настоящего спора находится в компетенции арбитражного суда.
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации:
- заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных интересов или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4);
- каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (статья 65);
- граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 1 статьи 192);
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (пункты 4 - 6 статьи 194).
Как следует из материалов дела на основании договора безвозмездного пользования от 25.09.2012 ООО "К" переданы во временное пользование здания котельных "Шоссейная" и "Модульная", расположенных в пгт. Атамановка Читинского района.
Таким образом, общество осуществляет регулируемую деятельность по производству и передаче тепловой энергии на территории пгт. Атамановка Читинского района с 25.09.2012, арендует здание котельной, оборудование для производства тепловой энергии, осуществляет их эксплуатацию и является энергоснабжающей организацией.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
21 ноября 2012 года РСТ по Забайкальскому краю был издан оспариваемый приказ № 574 об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "К" муниципального образования городское поселение "Атамановское" муниципального района "Читинский район" на 2012, 2013 годы.
Согласно данному приказу для ООО "К" на 2012 - 2013 годы установлен одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде для населения в следующих размерах:
с 10.10.2012 - 1821,61 руб./Гкал;
с 01.01.2013 - 1821,61 руб./Гкал;
с 01.07.2013 - 2027,46 руб./Гкал.
Кроме того, приказом установлены тарифы для населения на горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и централизованное водоотведение.
Как пояснили в судебном заседании представителя заявителя, тарифы, рассчитанные РСТ по Забайкальскому краю ими не оспариваются.
Материалами дела установлено, что при установлении тарифов оспариваемым нормативным правовым актом Службой применен метод экономически обоснованных затрат.
В силу пункта 4 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - органы регулирования субъектов Российской Федерации, а также органы регулирования) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Согласно статье 2 Федерального закона № 210-ФЗ (в редакции проверяемого периода) организациями коммунального комплекса являются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры и (или) осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов
В силу положений части 2 статьи 5, части 3 статьи 7 и статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют следующие полномочия, в том числе устанавливают тарифы в сфере теплоснабжения.
Таким образом, оспариваемый нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом.
Согласно статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с одним из основных принципов, а именно обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Частью 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (статья 7 Закона о теплоснабжении).
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Постановлением Правительства Российской Федерации № 109 утверждены Основы, а также Правила.

Согласно пункту 4 Основ установление регулируемых тарифов (цен) осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренным Федеральным законом от 26.02.2004 № 35-ФЗ и нормативными правовыми актами, устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов.
В силу п. 1 Регламента Приказ ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э (в ред. от 07.09.2012) "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)" рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и по представленным в регулирующий орган обоснованным предложениям.
Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются и устанавливаются независимо от сроков подачи материалов.
Согласно п. 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов.
Содержание экспертного заключения установлено в п. 17 Правил.
Материалами дела подтверждено, что общество обратилось в 2012 году в РСТ по Забайкальскому краю с заявлением об установлении тарифа в регулируемом периоде 2012 - 2013 годов впервые.
Пунктом 16 Основ установлено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Из приведенного анализа формирования тарифов на коммунальные услуги на 2012 - 2013 гг., произведенного РСТ Забайкальского края на основании экспертного заключения к оспариваемому нормативному правовому акту следует, что при формировании конечных тарифов для услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения были учтены экономически обоснованные расходы.
Расчет суммы выпадающих доходов за 2012 - 2013 годы ООО "К" приведен в заключении по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "К" муниципального образования городское поселение "Атамановское" муниципального района "Читинский район", на 2013 год, которое является неотъемлемой частью приказа РСТ Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 14 Федерального закона № 190-ФЗ "О теплоснабжении" наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Регулируемый орган вправе отразить в своем решении группу потребителей, в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов.
В связи с чем, у РСТ Забайкальского края нет правовых оснований для того, чтобы в своих решениях отражать порядок компенсации выпадающих доходов.
Положением п. 10 Основ, определено, что если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования.
В материалы дела не представлено доказательств того, что общество обращалось в регулирующий орган с заявлением о включении в тариф на последующий период регулирования выпадающих доходов.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме утвержденной Федеральной службой по тарифам и включает величину тарифов с разбивкой по категориям потребителей, дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой.
Форма утверждена приказом ФСТ России от 8 апреля 2005 г. № 130-э "Об утверждении регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) мощности энергии (мощности) рамках предельных индексов, утвержденных ФСТ России".
Кроме того п. 21 Правил установлено, что в решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает:
величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей;
даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Что и было сделано РСТ по Забайкальскому краю.
На основании вышеизложенного арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемые положения нормативного правового акта РСТ Забайкальского края "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "К" муниципального образования городского поселения "Атамановское" муниципального района "Читинский район" на 2012, 2013 годы" в части установления одноставочных тарифов для населения на 2012 - 2013 годы без одновременного установления порядка компенсации выпадающих доходов и установления экономически обоснованного тарифа не противоречат требованиям, установленным Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере государственного регулирования тарифов, оказываемыми организациями коммунального комплекса.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "К" к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края о признании недействующим приказа РСТ Забайкальского края № 574 от 21.11.2012 в части установления одноставочных тарифов для населения на 2013 года без одновременного установления порядка компенсации выпадающих доходов и установления экономически обоснованного тарифа - отказать.
Признать соответствующим приказ Региональной службы по тарифам Забайкальского края № 574 от 21.11.2012 Федеральному закону от 27.07.2010 № 190 "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приказу ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э "Об утверждении регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) мощности энергии в рамках предельных индексов".
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня принятия.

Председательствующий:
Ю.В.СУДАКОВА

Судьи:
Л.В.БОЧКАРНИКОВА
А.Б.ЛИТВИНЦЕВ


------------------------------------------------------------------