Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19.04.2013 по делу N А78-10971/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта 174754 и подпункта 174920 постановления Правительства Забайкальского края от 16.12.2008 N 116 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2013 г. по делу № А78-10971/2012

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 апреля 2013 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в состав председательствующего: Л.В.Бочкарниковой, судей: А.Б.Литвинцева, Д.С.Горкина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.А.Лебедевой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ф" к Правительству Забайкальского края, при участии Прокуратуры Забайкальского края, о признании недействующими подпункта 174754 и подпункта 174920 постановления № 116 от 16.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края",
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Г. - представителя ООО "Ф" по доверенности от 07.03.2013;
от заинтересованного лица: Н. - представителя Правительства Забайкальского края по доверенности от 25.01.2013, Р. - представителя Правительства Забайкальского края по доверенности от 25.01.2013;
от Прокуратуры Забайкальского края: Дьячковой Ж.В. - прокурора по удостоверению ТО № 145514,

установил:

Заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Ф", расположенное по адресу: <...> ОГРН: <...>, ИНН: <...>, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Забайкальского края, расположенному по адресу: <...> о признании недействующими подпункта 174754 и подпункта 174920 постановления № 116 от 16.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края".
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.04.2013 судом был объявлен перерыв до 09 часов 30 минут 12.04.2013, о чем было сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Ф" (далее - заявитель, ООО "Ф") поддержал требования в полном объеме.
Представители Правительства Забайкальского края (далее - заинтересованное лицо) в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просили отказать, ссылаясь на их необоснованность.
В отзыве на заявленные требования и дополнении к отзыву Правительством Забайкальского края приведено правовое обоснование правомерности принятия оспариваемых положений постановления № 116 от 16.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края".
В судебном заседании прокурор просила в удовлетворении требований ООО "Ф" отказать в полном объеме.
Заслушав доводы представителей участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, Постановлением Правительства Забайкальского края № 116 от 16.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края" были утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков, удельные средние показатели кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов, средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края.
В соответствии с указанным Постановлением кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 75:32:010612:0006 и 75:32:010634:0005, согласно п/п 174754 и п/п 174920 была утверждена кадастровая стоимость в размере 20408696,49 руб. и 22625085,42 руб. соответственно.
В обоснование заявления ООО "Ф" указал, что общество на основании договора аренды земельного участка от 25.12.2007 № 804/07 владеет на праве аренды земельным участком с кадастровым номером 75:32:000000:25, расположенным по адресу: <...> Согласно сведениям о частях земельного участка и обременениях указанный земельный участок сформирован из двух земельных участков - участка с кадастровым номером 75:32:010634:5, общей площадью 2634 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 75:32:010612:6, общей площадью 2361 кв.м (л.д. 37).
Кадастровая стоимость земельного участка с номером 75:32:000000:25 определена как сумма кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края № 116 от 16.12.2008 земельных участков с номерами 75:32:010634:5 и 75:32:010612:6 и составляет 43033781 рубль 91 копейка, из расчета:
20408696,49 + 22625085,42 = 43033781,91.
Согласно экспертному заключению № 380 (л.д. 41 - 73) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 75:32:000000:25, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 1 квартал 2009 г. составляла 3296000 рублей, что более чем в 10 раз ниже утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края № 116 от 16.12.2008 стоимости.
Существенно завышенная кадастровая стоимость земельного участка с номером 75:32:000000:25, которым на праве аренды владеет ООО "Ф" существенно нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности данного общества.
Полагая, что п/п 174754 и п/п 174920 не соответствуют положениям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункта 5 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" и пунктов 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 ООО "Ф" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (пункты 4 - 6 статьи 194).
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 65, частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (пункт 2). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации приказом от 15 февраля 2007 года за № 39 утвердило Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в соответствии с которыми должна проводиться оценка земель органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в каждом муниципальном районе (городском округе) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определен в Административном регламенте исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденном приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215.
Из системного анализа приведенных федеральных норм следует, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель не является произвольным, напротив, предполагает выполнение ряда обязательных к исполнению административных процедур, в том числе: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; составление отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, содержащего сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из изложенного следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости дополнительно вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Содержание понятия "кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества" закреплено в пункте 3 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", согласно которому под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из приведенных норм права следует, что государственная кадастровая оценка земельных участков, является законодательно регламентированной, поэтапной процедурой, осуществляемой компетентным органом с учетом установленных методических указаний, завершаемой утверждением результатов такой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Забайкальского края проводились Восточно-Сибирским филиалом ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ. По результатам работ составлен отчет, который признан Росреестром соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39, о чем имеется соответствующий акт проверки Росреестра (которому переданы функции упраздненной Роснедвижимости).
Постановление Правительства Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 116 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края" официально опубликовано в газете "Азия-Экспресс" № 68 за 2008 год.
Данным постановлением были утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков из категории земель населенных пунктов, которые введены в действие с 01.01.2009.
Таким образом, вся процедура по принятию Правительством Забайкальского края постановления от 16.11.2008 № 116 была соблюдена полностью, каких-либо нарушений требований нормативно-правовых актов не допущено.
Суд соглашается с доводом представителя Правительства Забайкальского края о том, что отчет оценочной организации об оценке рыночной стоимости земельного участка не получил положительное экспертное заключение о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа по регулированию оценочной деятельности.
В отличие от кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (пункт 2 статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ).
Рыночная стоимость объекта недвижимости является более "подвижной" величиной, так как формируется по принципу "на настоящий момент" и зависит от множества факторов, существующих на определенное время на соответствующем рынке недвижимого имущества. Рыночная стоимость призвана отражать наиболее вероятную цену вещи, сформировавшуюся на соответствующем рынке с учетом существующих спроса и предложения.
Таким образом, понятия "кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества" и "рыночная стоимость объекта недвижимого имущества" не являются абсолютно идентичными и не совпадают по своему целевому назначению их определения, а также содержания процедуры формирования.
Кроме того, из смысла пункта 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, и пункта 1.2. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов кадастровая стоимость земельных участков зависит от видов их разрешенного использования.
В представленном заявителем отчете в качестве аналогов для определения рыночной стоимости спорных земельных участков взяты земельные участки с неопределенным видом разрешенного использования. По этой причине отнести установленную заявителем рыночную стоимость земельных участков к спорным земельным участкам не представляется возможным.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавший в редакции до принятия Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Действующее законодательство не содержит в себе норм, согласно которым на орган власти возлагалась бы обязанность по осуществлению непрерывного мониторинга изменения рыночной стоимости каждого из земельных участков, состоящих на кадастровом учете, и обязанность по внесению соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости при каждом изменении показателей рыночной стоимости объектов недвижимости.
Вводя понятие "кадастровая стоимость земельного участка" законодатель, по сути, установил правовую презумпцию, согласно которой внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о стоимости земельного участка предполагаются актуальными до осуществления следующей государственной кадастровой оценки земель.
В государственный кадастр недвижимости в отношении объектов недвижимого имущества подлежат включению сведения именно о кадастровой стоимости данных объектов, при этом применительно к земельным участкам определение кадастровой стоимости является нормативно установленной (формализованной) процедурой.
Необходимо отметить, что непосредственно работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края, проводились в период с 27 августа 2007 до 15 декабря 2008 по состоянию на 1 января 2007 года, что подтверждается отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков (л.д. 104).
Представленный заявителем отчет содержит в себе сведения о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009, что не может свидетельствовать о действительной рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена по состоянию на 01.01.2007. В связи с тем, что рыночные цены на земельные участки, исходя из которых проводится и кадастровая, и индивидуальная рыночная оценка определенного участка, изменяются во времени, сопоставимыми (сравнимыми) результаты таких оценок будут только тогда, когда стоимость участка будет определена на одну и ту же дату.
Следует также отметить, что при рассмотрении заявленных требований суд исходит из того, что доказательств достоверности отчета о рыночной стоимости земельных участков, выполненного по состоянию на 01.01.2009, заявителем не представлено. Экспертное заключение независимого оценщика ООО "А" № 380, составленное в 2012 г. по состоянию на 1 квартал 2009 г., не может свидетельствовать о достоверности утвержденных в 2007 г. указанных результатов. Необходимость учета этой даты вытекает из положений абзаца 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29.06.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 2 ст. 24.19 Федерального закона о 29.06.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, рыночная стоимость земельного участка, сформированного после утверждения результатов государственной кадастровой оценки, должна устанавливаться на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, следовательно, представленный заявителем отчет не может являться достоверным доказательством о рыночной стоимости спорного земельного участка на дату проведения кадастровой оценки.
Суд считает, что доказательств, подтверждающих то, что имеется несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, что могло бы свидетельствовать о нарушении прав заявителя в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований ООО "Ф" следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Ф" о признании недействующими подпункта 174754 и подпункта 174920 постановления № 116 от 16.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края" отказать.
Признать подпункты 174754 и 174920 постановления № 116 от 16.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края" соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Федеральному закону от 06.10.1999 № 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца.

Председательствующий:
Л.В.БОЧКАРНИКОВА

Судьи:
А.Б.ЛИТВИНЦЕВ
Д.С.ГОРКИН


------------------------------------------------------------------