Решение Думы городского округа "Город Чита" от 21.02.2013 N 10 "О заслушивании отчета Мэра города Читы о результатах его деятельности в качестве главы муниципального образования и о результатах деятельности администрации городского округа "Город Чита" в 2012 году"



ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА"

РЕШЕНИЕ
от 21 февраля 2013 г. № 10

О ЗАСЛУШИВАНИИ ОТЧЕТА МЭРА ГОРОДА ЧИТЫ О РЕЗУЛЬТАТАХ
ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА" В 2012 ГОДУ

Руководствуясь частью 5.1 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 7 статьи 35 Устава городского округа "Город Чита", статьей 99.1 решения Думы городского округа "Город Чита" от 29.03.2007 № 39 "О принятии Регламента Думы городского округа "Город Чита", заслушав представленный отчет Мэра города Читы о результатах его деятельности в качестве главы муниципального образования и о результатах деятельности администрации городского округа "Город Чита" в 2012 году, в соответствии с пунктом 32 части 2 статьи 23 Устава городского округа Дума городского округа решила:
1. Утвердить отчет Мэра города Читы о результатах его деятельности в качестве главы муниципального образования и о результатах деятельности администрации городского округа "Город Чита" в 2012 году (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте администрации городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, размещенном по адресу: www.admin.chita.ru.
3. Разместить настоящее решение с текстом отчета на официальном сайте Думы городского округа "Город Чита".

Председатель Думы городского округа
"Город Чита"
А.П.ЗЕНКОВ



ОТЧЕТ МЭРА ГОРОДА ЧИТЫ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ГЛАВЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

В соответствии с Уставом городского округа "Город Чита" представляю Вам отчет о результатах своей деятельности и деятельности администрации за 2012 год.
В настоящее время в городе сложилась более стабильная политическая и экономическая ситуация, эффективная система взаимодействия между представительной и исполнительной властями, между администрацией и общественностью. Главная цель нашей деятельности заключалась в повышении качества жизни населения нашего города. В связи с чем мною перед администрацией были поставлены задачи, направленные на создание комфортной среды проживания и предоставление муниципальных услуг максимально высокого качества, исходя из имеющихся ресурсов и технологий.
Работа администрации городского округа в этом направлении оценена Правительством Забайкальского края: нами достигнуты наилучшие значения показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и присуждено первое место в своей подгруппе.
В прошедшем году проведена большая работа в рамках административной реформы, главной задачей которой является совершенствование системы взаимодействия органов исполнительной власти с гражданами и организациями.
В соответствии с утвержденным планом осуществляется реализация 210-го Федерального закона. В прошедшем году сформирован реестр из 55 муниципальных услуг. Завершается их регламентация и стандартизация. Утвержденные административные регламенты размещены на официальном сайте администрации города и служат основой для оптимизации процессов за счет сокращения сроков подачи и рассмотрения, перечня требуемых документов, перевода предоставления услуг в электронный вид.
На сегодняшний день жители города в день обращения могут получить информацию или необходимый им документ в отношении 11 муниципальных услуг и оформить 7 муниципальных услуг в электронном виде. Информация по предоставлению данных услуг доступна на официальных сайтах администрации городского округа, структурных подразделений администрации города, Портале государственных и муниципальных услуг.
Наиболее востребована на сегодняшний день в электронном виде муниципальная услуга "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)". Перевод данной услуги на предоставление в электронный вид позволил исключить необходимость обращения заявителя лично в комитет образования, в связи с чем сократилось время и количество обращений в орган местного самоуправления.
Заявитель при обращении за предоставлением муниципальной услуги имеет право выбора способа обращения: обратиться лично, направить документы по почте, через Портал государственных и муниципальных услуг или Многофункциональный центр Забайкальского края. В Многофункциональном центре в настоящее время предоставляются 19 муниципальных услуг.
В целях повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий необходимо продолжить мероприятия по переводу муниципальных услуг на предоставление в электронной форме. Это позволит заявителю не только обращаться, отслеживать этапы исполнения документа, но и получать результат муниципальной услуги также в электронной форме.
Продолжается взаимодействие администрации города с населением непосредственно на личных приемах Мэра и заместителей: принято более двух тысяч трехсот человек. Кроме того, поступило 6850 письменных обращений граждан, включая обращения в администрации административных районов. Доступность власти обеспечивается также через телевизионные эфиры. В основном горожан волнуют вопросы жилищно-коммунального хозяйства, улучшение жилищных условий. Меньше обращений, касающихся образования, строительства, землепользования. Работа ведется постоянно, принимаются все меры для положительного решения вопросов.
Демографические показатели являются точным индикатором уровня развития экономики и благополучия населения. Демографическая обстановка на территории города на протяжении 6 лет остается стабильной. Как было отмечено в послании Президента, в Российской Федерации впервые за всю новейшую историю нашей страны только в последние пять месяцев был зафиксирован естественный прирост населения: рождаемость наконец стала превышать смертность. Демографические показатели по городскому округу более оптимистичные.
Уровень официально зарегистрированной безработицы уменьшился на 0,5 процентного пункта и составляет 0,9 процента от численности экономически активного населения города, что является свидетельством стабильной работы большинства предприятий города.
Заработная плата составляет основную часть в совокупном доходе населения Читы. Среднемесячная заработная плата работников по оценке составила 26,8 тысячи рублей, прирост 10,4% к уровню 2011 года.
В соответствии с данными статистики, по состоянию на 1 января 2013 года просроченная задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и внебюджетного сектора экономики крупных и средних организаций по городу отсутствует.
Основным сектором экономики города Читы остается промышленное производство и потребительский рынок. Отраслевая структура народно-хозяйственного комплекса не претерпела существенных изменений.
Однако наблюдается переток ресурсов в малый бизнес. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по крупным и средним предприятиям увеличился в действующих ценах на 0,8% и составляет 15 млрд. рублей.
Самая крупная сфера деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - удельный вес в общем объеме производства -51,1%. Наблюдается снижение объемов производства электроэнергии - вследствие ценовой политики российской энергосистемы и тепловой энергии - за счет реализации мероприятий по энергосбережению.
К сожалению, не все крупные и средние предприятия сферы деятельности "Обрабатывающие производства" достигли результатов предыдущего года. Допущено снижение объемов производства пищевой, швейной, издательской и полиграфической, машиностроительной и химической отраслей.
В то же время возросло производство отдельных видов продукции на предприятиях города: мясных полуфабрикатов на 13,8%, кондитерских изделий - на 8,4%, цельномолочной продукции на 0,3%, переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов - на 4,0%, постельного белья - на 99,6%, материалов строительных нерудных - на 31,8%, кирпича строительного - на 14,4% и др.
Положительная динамика показателей деятельности малых предприятий является следствием реализации основных направлений поддержки субъектов предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.
Основной комплекс мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства реализуется в рамках муниципальной целевой программы. В отчетном периоде мероприятия программы реализованы в полном объеме. Финансовая поддержка 1 млн. 66 тыс. руб. осуществлялась по 3-м направлениям. В текущем году планируем оказывать также поддержку в форме предоставления субсидий предпринимателям, оказывающим услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.
Имущественная поддержка осуществляется путем предоставления муниципальных помещений: в аренде у предпринимателей находится более 14 тыс. кв.м, что составляет 29% от общей площади арендуемых муниципальных площадей.
В отчетном году 11 субъектов предпринимательства реализовали свое преимущественное право на приобретение арендуемого ими имущества. Муниципальные помещения площадью 2827,0 кв.м и земельные участки площадью 3461 кв.м переданы в собственность предпринимателей, при этом в казну города поступило около 70,0 млн. руб.
50 субъектов малого предпринимательства заключили контракты на поставку товаров и реализацию услуг для муниципальных нужд на сумму около 53 млн. руб.
Кроме того, при содействии администрации города 55 субъектов получили поддержку за счет средств краевого бюджета на сумму более 18 млн. руб.
В рамках программы осуществлялись также организационные и консультационные мероприятия.
Потребительский рынок городского округа по удельному весу занимает более 60 процентов от оборота розничной торговли, общественного питания и услуг края и является социально значимым для горожан. В настоящее время имеет устойчивое состояние и характеризуется как стабильный, с соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, с высокой предпринимательской активностью. В отчетном году потребительский рынок города сохранил положительную динамику развития.
Приоритетными направлениями в области потребительского рынка являются упорядочение размещения мелкорозничной торговой сети с учетом градостроительного планирования, проведение реконструкции и благоустройства торговых объектов. Развитие инфраструктуры отрасли осуществляется в основном за счет частного капитала. В 2012 году построено 46 объектов, реконструировано - 29. Характерной особенностью рынка является открытие предприятий общественного питания федеральных сетей.
В целях снижения рыночных цен на продукты питания, а также для поддержки местных товаропроизводителей в городе на протяжении 5-ти лет проводятся традиционные ярмарки выходного дня. Жители города имеют возможность покупать большинство товаров по ценам дешевле среднерыночных на 10 - 15%. За минувший год проведено 74 ярмарки. На них реализовано около 600 тонн продукции на сумму 96 миллионов рублей. Особенностью ярмарок является значительное увеличение количества участников по реализации мясной продукции в рамках Соглашений на поставку вышеуказанной продукции с муниципальными образованиями и с Забайкальским "Крайпотребсоюзом". Для реализации продукции с приусадебных участков и бахчевых культур дополнительно определено 699 мест во всех административных районах.
Заметно повышается качество обслуживания вследствие жесткой конкуренции в этом сегменте.
В соответствии с требованиями Федерального закона "О рекламе" продолжена работа по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа. За отчетный период наблюдается положительная тенденция практически по всем основным направлениям деятельности. В частности, повышение на 77% поступлений в бюджет городского округа от плановых назначений, в 3,5 раза больше выявлено нарушений рекламного законодательства, материалы по которым были направлены в Федеральные органы для принятия мер.
Основной проблемой в работе остается количество нарушений, допускаемых владельцами рекламных конструкций при их установке.
В 2012 году Думой городского округа принято "Положение о размещении средств наружной рекламы и информации на территории городского округа "Город Чита". Положение позволяет упорядочить установку рекламных конструкций, вывесок с точки зрения внешнего архитектурного облика и районирования.
В отчетном периоде продолжает динамично развиваться транспортно-дорожный комплекс. Пассажирские перевозки на территории городского округа осуществляет муниципальный транспорт, ОАО "Гортрансавто" и индивидуальные предприниматели.
Основной проблемой транспортного комплекса остается наличие на дорогах города большого количества автобусов малой вместимости. Постепенно мы решаем эту проблему. В 2012 году администрацией городского округа разработаны и решением Думы утверждены нормативные документы, которые направлены на увеличение заинтересованности перевозчиков в приобретении автобусов большей вместимости и поэтапной замене имеющегося подвижного состава.
Уже в отчетном году предпринимателями приобретено по договору лизинга 35 новых автобусов средней вместимости. С приобретением автобусов корректируется реестр городских автобусных маршрутов. Автобусы определяются на отдаленные маршруты города. По просьбе жителей городского округа в 2012 году открыт дополнительно городской автобусный сезонный (дачный) маршрут № 130.
По результатам обследования улично-дорожной сети и просьбам граждан городского округа изменены схемы 3 автобусных маршрутов, при этом удалось частично освободить центральные улицы от общественного транспорта.
К сожалению, в отчетном году не удалось решить проблему обновления в необходимом объеме троллейбусного парка. За счет средств бюджета городского округа удалось приобрести 1 троллейбус, средства регионального бюджета не поступили.
В настоящее время администрацией городского округа утверждена муниципальная целевая программа "Обновление пассажирского транспорта общего пользования городского округа "Город Чита" на 2013 - 2015 годы", которая предусматривает приобретение автобусов и троллейбусов с привлечением средств из краевого бюджета и внебюджетных источников.
Администрация городского округа не удовлетворена качеством транспортных услуг, которые по-прежнему вызывают много нареканий горожан.
Особенно тревожит тот факт, что на территории городского округа в 2012 году произошло 39 ДТП с участием автобусов, 18 - по вине водителей автобусов.
Однако основной причиной дорожно-транспортных происшествий остается нарушение водителями, а отчасти и пешеходами, Правил дорожного движения. Позитивная динамика по ДТП есть: снизилось количество зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий на 8,7%, уменьшилось количество пострадавших на 5,5%, тяжесть последствий снизилась до 8,4%
В то же время остается напряженным положение, связанное с детским дорожно-транспортным травматизмом: с участием детей в возрасте до 16 лет зарегистрировано 75 ДТП, при этом погибших детей нет, но все они получили травмы.
Во взаимодействии с администрацией городского округа сотрудниками дорожного надзора проводится работа по изучению условий дорожного движения и принятию мер по совершенствованию организации дорожного движения транспортных средств и пешеходов. В отчетном году были обустроены и введены в эксплуатацию 6 светофорных объектов, установлено 70 дорожных знаков. Проведен ремонт более 110 тыс. кв.м дорожных покрытий улиц на общую сумму 116,5 млн. руб. Изготовлено 889 единиц дорожных знаков, нанесено дорожной разметки на площади 13864 кв.м, обслужено 76 светофорных объектов на общую сумму 18,4 млн. руб. На текущее содержание улично-дорожных сетей направлено 75,5 млн. руб.
За отчетный период сотрудниками УВД проведено 108 рейдовых мероприятий. В целях стабилизации обстановки на дорогах краевого центра в истекшем году дополнительно выставлялись автоэкипажи дорожно-патрульной службы на наиболее аварийные пешеходные переходы.
В городе продолжает действовать муниципальная целевая программа по безопасности дорожного движения, в рамках которой предусмотрены организационно-профилактические и технические мероприятия, приобретение специализированного оборудования.
Привлечение инвестиций остается важнейшим условием успешного развития каждого муниципального образования. По итогам 2012 года объем инвестиций составил более 13 млрд. рублей. Инвестиционный спрос значителен в таких секторах, как жилищное и транспортное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, электроэнергетика.
Около 50% всех инвестиций направляется в активную часть основных средств - в машины, оборудование и транспортные средства, что свидетельствует о модернизации производства. При этом возрастает доля инвестиций за счет прибыли организаций.
Значительную долю инвестиций в основной капитал занимают бюджетные средства. Их доля в общем объеме инвестиций в 2012 году составила около 28%.
Несомненно, привлечение инвестиций в экономику и социальную сферу, повышение инвестиционной привлекательности является одной из приоритетных целей муниципальной политики по обеспечению устойчивого социально-экономического развития городского округа.
В своем выступлении я остановлюсь на основных направлениях работы администрации городского округа, которые активизируют инвестиционную деятельность.
В Комплексную программу социально-экономического развития городского округа "Город Чита" включены инвестиционные проекты предприятий Читы. С начала действия Программы на их реализацию предприятиями было направлено около 2,5 млрд. руб.
Большую роль в увеличении общего объема инвестиций играет реализация адресной инвестиционной программы, в рамках которой осуществляются капитальные вложения в объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы.
В 2012 году были реализованы следующие основные мероприятия:
- произведена реконструкция двух детских садов;
- построен и сдан в эксплуатацию спортивно-оздоровительный центр в г. Чите - бассейн в мкр Северный;
- произведена реконструкция кровель 3-х школ;
- выполнены работы по технологическому присоединению к сетям теплоснабжения и водоснабжения жилого дома по ул. Промышленная, 56;
- реализована муниципальная адресная программа городского округа "Город Чита" по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в рамках которой приобретено 8 квартир общей площадью жилых помещений - 496 кв.м;
- продолжены работы по строительству подземного перехода в районе стадиона "Локомотив", строительство транспортной развязки в районе поселка Каштак, спортивно-оздоровительного центра "Дельфин", Ледового дворца в п. КСК.
В текущем году предстоит продолжить реализацию мероприятий адресной инвестиционной программы с максимальным привлечением средств из бюджетов других уровней и внебюджетных источников, в том числе на приобретение троллейбусов, строительство детских садов.
В целях повышения инвестиционной привлекательности коммунального комплекса реализуется Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Продолжается реализация долгосрочной муниципальной целевой программы "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику городского округа". Разработано Положение о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности. Мэрия готова в особом порядке поддерживать использование современных технологий или производство новых видов продукции, приобретение технологического оборудования по выпуску высококачественной и конкурентоспособной продукции, строительство промышленных и социально значимых объектов. Инвестиционные проекты вправе рассчитывать на финансовые и нефинансовые формы поддержки со стороны городской администрации.
С целью повышения инвестиционной привлекательности городского округа администрацией городского округа инициировано создание промышленного парка "Кадалинский" общей площадью 395 гектаров в Черновском административном районе в непосредственной близости от аэропорта, железной дороги и автомобильной дороги федерального значения.
Оперативные данные Забайкалкрайстата свидетельствуют о преодолении кризисных явлений в строительной отрасли и ее финансово-экономической стабилизации. Ввод жилья в 2012 году по городскому округу составляет 213,7 тыс. кв.м с приростом к уровню предыдущего года на 35,2%.
В течение 2012 года продолжалась реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", в рамках которого участникам программы "Государственные жилищные сертификаты" выдано 5 сертификатов, участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" - 42 свидетельства.
Финансы - это приоритет в работе руководства города. В отчетном году бюджет города Читы носил социально ориентированный характер: 58,4 процента всех расходов пришлось на социально-культурную сферу.
Исполнение доходной части бюджета обеспечено на 100,7%. Превышены на 35,6 млн. рублей плановые значения.
Перевыполнение доходной части бюджета, оптимизация расходов позволили администрации городского округа в отчетном году сократить дефицит бюджета на 274,3 млн. руб. по сравнению с утвержденным, объем заимствования на 104,6 млн. руб. и расходы на обслуживание муниципального долга - на 3,1 млн. руб. Муниципальный долг на 1 января 2013 года составил 145,9 млн. руб., при установленном в бюджете верхнем пределе 251,8 млн. руб., или на 42% ниже планового.
Структура доходов бюджета в отчетном году сложилась следующим образом: налоговые доходы - 39,5%, неналоговые доходы - 13,3%, безвозмездные поступления - 47,2%.
В процессе исполнения бюджета администрацией городского округа принимались все меры, направленные на обеспечение наполняемости доходной части бюджета и эффективного расходования средств.
Во взаимодействии с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите продолжалась работа межведомственных комиссий по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, по легализации объектов налогообложения, по проблемам оплаты труда. По результатам их деятельности в бюджет привлечено дополнительно порядка 23,7 млн. руб., отрегулировано и зачислено невыясненных поступлений на сумму 41,7 млн. руб.
И вместе с тем, несмотря на проводимые администрацией городского округа мероприятия по стабилизации социально-экономического положения, в городском округе имеет место неисполнение бюджетных назначений по налогу на доходы физических лиц - 97,2%, по акцизам - 27,6%, платы за негативное воздействие на окружающую среду - 95,8%.
Не исполнение плана по этим источникам обусловлено объективными причинами, не зависящими от органов местного самоуправления:
- возвратом ранее зачисленных сумм НДФЛ по воинским частям, дислоцирующимся на территории районов Забайкальского края;
- увеличением сумм возмещения из бюджета в связи с получением социальных и имущественных вычетов в соответствии с федеральным законодательством;
- снижением перечисления налога рядом налогоплательщиков в связи с зачислением налогов по месту дислокации;
- прекращением выпуска пива.
При этом зависимость бюджета городского округа от межбюджетных трансфертов незначительна. В безвозмездных поступлениях преобладают субвенции на исполнение переданных государственных полномочий и субсидии на софинансирование инвестиционных проектов из федерального и регионального бюджетов. Дотация городскому округу в отчетном году в структуре собственных доходов составила 184,9 млн. руб., или 4,8%.
Расходная часть бюджета за 2012 год исполнена на 95,6% по причине отсутствия поступлений финансовых средств из других уровней бюджетов на приобретение троллейбусов, проектирование и строительство автодорожной инфраструктуры по ул. Усуглинной и к земельным участкам, предоставляемым многодетным семьям, а также несвоевременным поступлением средств на реализацию программы по молодым семьям. Расходы по сравнению с прошлым годом сократились на 12% за счет передачи полномочий по финансированию органов внутренних дел на федеральный уровень, по здравоохранению - на региональный уровень. По сравнению с 2010 годом увеличение расходов составило 4%.
Следует отметить, что в условиях существенного увеличения потребности в бюджетных средствах за последние 3 года, связанных с расширением социально значимых обязательств и программных мероприятий, администрации удалось обеспечить своевременное финансирование мероприятий и не допустить кредиторской задолженности по заработной плате работникам и оплате коммунальных платежей.
В процессе исполнения расходной части бюджета осуществлялся контроль за эффективным расходованием средств, принимались меры по оптимизации расходов бюджета городского округа. Так, в результате конкурсного отбора поставщиков товаров и услуг снижены затраты на 59,5 млн. руб., на оплату тепловой и электрической энергии - на 10,8 млн. руб.
В результате удалось практически одновременно с учителями муниципальных образовательных учреждений проиндексировать заработную плату на 6,0 процента всех остальных работников казенных муниципальных учреждений.
Средняя зарплата всех работников списочного состава в сфере образования в 2012 году увеличилась на 11,0%, в сфере культуры - на 13,6%.
Следует отметить, что в отчетном году объем финансирования капитальных вложений значительно увеличен по сравнению с предыдущими годами и составил 1044,2 млн. руб.
Комитетом по финансам особое внимание уделяется повышению прозрачности бюджетного процесса. Два раза в год проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета. В результате по итогам оценки качества управления муниципальными финансами Министерством финансов Забайкальского края городскому округу присвоена 1 степень качества бюджетного процесса.
Бюджетная и налоговая политика в 2013 году будет также ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию городского округа, эффективное управление муниципальными финансами, на дальнейшее внедрение передовых методов управления и повышения результативности бюджетных расходов, на повышение качества и доступности муниципальных услуг населению городского округа, для чего необходимо решить следующие задачи:
- продолжить взаимодействие с Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите, УФК по Забайкальскому краю, в том числе и по работе межведомственных комиссий;
- активизировать работу по эффективному использованию муниципальной собственности путем увеличения доходного потенциала за счет интенсивного вовлечения объектов муниципальной собственности в экономические отношения;
- обеспечить контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета городского округа, принимать действенные меры к нарушителям бюджетного законодательства и возмещению ущерба.
В отчетном году осуществлялась реализация 11 муниципальных целевых программ, Адресной инвестиционной программы, Плана социально-экономического развития на 2012 год. Объем финансирования всех программных мероприятий в 2012 году составил 3511,6 млн. руб., в том числе, за счет средств городского бюджета - 522,4 млн. руб.
Программно-целевой метод позволил привлечь 18,3 млн. рублей из федерального бюджета, 860,2 млн. руб. - из краевого бюджета, из внебюджетных источников - 2110,7 млн. руб.
В сфере управления муниципальным имуществом в 2012 году основной задачей было обеспечение эффективного управления, распоряжения, а также рационального использования муниципального имущества.
В целях исполнения задач по оптимизации перечня муниципального имущества продолжена его приватизация, регистрация права муниципальной собственности, оформление технических и кадастровых паспортов, учет бесхозяйных объектов, проведение кадастровых работ. Таким образом, муниципальная казна пополнилась объектами жилищного фонда, инженерной инфраструктурой, земельными участками.
Администрацией городского округа осуществлялся постоянный контроль за использованием муниципального имущества и совершенствованием договорных имущественных отношений.
Проверки муниципальной собственности проводились с целью оценки технического состояния и целевого использования. По всем выявленным нарушениям договорных отношений приняты меры по их устранению.
К важным мероприятиям, проведенным в 2012 году, следует отнести дальнейшее совершенствование системы управления земельными ресурсами города. При этом особое значение придавалось вопросам разграничения государственной собственности на землю, формирования земельных участков под многоквартирными домами для определения налогооблагаемой базы.
В муниципальную собственность городского округа "Город Чита" зарегистрировано 243 земельных участка общей площадью 5573,73 га.
Оформлено 200 актов выбора земельных участков для нового строительства.
Для формирования налогооблагаемой базы проведен расчет доли по площади при общей долевой собственности по 415 домам (30395 собственников), данные переданы в ИФНС. Всего на кадастровом учете стоят 1688 многоквартирных жилых домов, из них по 820 домам проведено межевание земельных участков, 642 участка поставлены на кадастровый учет.
Особое внимание администрацией города уделялось усилению муниципального земельного контроля. Проведено 248 проверок соблюдения земельного законодательства. По выявленным нарушениям приняты меры совместно с государственными контрольно-надзорными органами.
Результатом проведенной работы является увеличение поступлений средств от использования муниципального имущества в бюджет городского округа.
Муниципальная система образования города является самой крупной территориальной образовательной системой края: в Чите находится каждое шестое дошкольное образовательное учреждение, в них воспитывается каждый третий дошкольник; в дневных общеобразовательных учреждениях города обучается каждый четвертый школьник, работает каждый шестой учитель края.
Муниципальная система образования является одним из основных сегментов муниципального рынка труда и сферы занятости: в образовании занято около 14,0% работающих жителей города Читы.
Система дошкольного образования городского округа включает 75 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 17085 детей. Кроме них, функционируют дошкольные учреждения различных форм собственности.
Осуществляют деятельность группы предшкольной подготовки на базе дошкольных образовательных учреждений, центры игровой подготовки, лекотеки, группы семейного типа и др.
Организовано интегративное образование детей с особыми образовательными нуждами. Таким образом, учитывая интересы дошкольников и запросы родителей, дополнительные образовательные услуги предоставлялись в 66 из 75 дошкольных образовательных учреждений городского округа. Ими охвачено 8469 детей, посещающих 503 кружка, студии, секции.
Обеспечение местами в детских садах - одно из приоритетных направлений социальной политики. Для Читы, как и для многих городов России, проблема обеспечения детей местами в детских садах является актуальной. Действующая сеть дошкольных образовательных учреждений не в полной мере удовлетворяет растущий спрос населения на услуги дошкольного образования. Очередь в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения города составляет 9875 детей.
Мы считаем, что нам надо шире развивать альтернативные формы дошкольного образования. То напряжение, которое существует в связи с неудовлетворенным спросом родителей на дошкольное образование, не снять только строительством и расширением учебных площадей существующих детских садов, тем более, что мы значительно ограничены в ресурсах. Поэтому нам важно создавать условия для проявления частной и гражданской инициативы по развитию семейных групп, частных садов, групп предшкольной подготовки, кратковременного пребывания.
Нам необходимо активизировать работу ресурсных центров по развитию инновационных процессов в системе дошкольного образования города, распространению и внедрению позитивных педагогических результатов опытно-экспериментальной, инновационной деятельности.
Общее образование в городском округе "Город Чита" представлено 57 образовательными учреждениями.
За последние три года количество обучающихся в дневных школах увеличилось на 2 361 человек, количество классов-комплектов - на 46.
На базе двух школ реализуется проект "Доступная среда", рассчитанный на интеграцию детей-инвалидов в школьное сообщество через изменение инфраструктуры школы и применение информационно-коммуникационных технологий.
В 39 общеобразовательных учреждениях открыто 114 групп продленного дня с общей численностью 2919 человек, что составляет 8,7% от общего количества обучающихся в городе.
Особое место занимает организация работы по образованию детей с ограниченными возможностями и специальными потребностями. В школах города обучается 497 детей-инвалидов по различным заболеваниям.
В течение отчетного года улучшалась материально-техническая база образовательных учреждений. В 46 образовательных учреждениях (17 школ, 22 ДОУ, 7 учреждений дополнительного образования) проведен капитальный ремонт, в 7 - текущий ремонт. Из бюджета городского округа по разным статьям и программам было выделено свыше 66 млн. руб. на подготовку к учебному году, в том числе на текущий и капитальный ремонты - 59,3 млн. руб., это выше на 38% предыдущего года. В рамках Программы энергосбережения в образовательных учреждениях установлено 39 водомеров и 33 прибора учета тепловой энергии. Кроме того, произведен ремонт и поверка 26 приборов учета энергоресурсов.
Пристальное внимание уделяется максимальному охвату учащихся программами профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Ключевая задача - обеспечить полный переход к профильному обучению, используя современные модели профилизации, в первую очередь, расширение и совершенствование сетевого взаимодействия, разработку индивидуальных учебных планов для учащихся школ.
Важнейшими индикаторами оценки качества образования в образовательных учреждениях города являются результаты независимой государственной итоговой аттестации выпускников школ. По системе образования сохраняются высокие результаты обученности и качества знаний учащихся.
Качества знаний выше средней величины по городу в прошедшем учебном году достигли педагогические коллективы 17 школ.
На реализацию возможностей интеллектуального, творческого потенциала одаренных, талантливых детей направлена муниципальная целевая программа "Наша новая школа".
Одним из показателей качества обучения и развития одаренных школьников является количество призовых мест на муниципальных и региональных этапах всероссийской олимпиады школьников. Лидерами по количеству призеров и победителей являются многопрофильная языковая гимназия № 4, СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка, многопрофильная гимназия № 12. Высокий уровень подготовки участников показали средние общеобразовательные школы № 9, 30, 38, 47. Сведения обо всех медалистах школ города Читы, руководителях образовательных учреждений опубликованы в выпущенном альбоме "Летопись успеха".
Итоги экзаменов в 2012 году показывают существенные проблемы в организации и результатах математического и естественнонаучного образования в образовательных учреждениях города. Необходимо преодолеть негативные тенденции в преподавании этих предметов.
В полном объеме реализуются проекты по информатизации муниципальной системы образования. За последние три учебных года увеличилось количество компьютеров, снизилась нагрузка на один компьютер (26 учащихся), кратно - более чем в три раза увеличилось количество интерактивных досок и почти в два раза - мультимедиапроекторов.
В общеобразовательных учреждениях города началось введение электронного дневника и журнала.
В течение 2012 года в четырех школах апробировалась технология дистанционного профильного обучения. В том числе многопрофильная гимназия № 12 в рамках сетевого проекта вошла в федеральную целевую программу.
Проведена подготовка 58 педагогов семнадцати общеобразовательных учреждений к использованию в работе информационных технологий.
Оборудовано 87 рабочих мест педагога для дистанционного обучения детей-инвалидов.
Особое значение в развитии образования имела реализация мероприятий проекта "Поддержка инновационного потенциала муниципальной системы образования".
В рамках муниципальной целевой программы реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" значительное внимание было уделено обновлению муниципальной нормативной правовой базы по развитию инновационной деятельности. Утверждено "Положение об инновационной образовательной сети городского округа "Город Чита", которым установлены два новых вида инновационных статусов образовательных учреждений - городские проектные и внедренческие инновационные площадки. Утверждены: новое положение о городском инновационном совете; критерии оценки уровня инновационности образовательных программ и проектов; положение о порядке проведения экспертизы эффективности реализации инновационных образовательных проектов и программ; положение о статусе "участника инновационного образовательного проекта".
В целях поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений лабораторией развития образования ведется обучение по программе "Школы педагога-исследователя", осуществляется консультирование авторов социально-педагогических инициатив, руководителей образовательных учреждений.
Социальные функции система образования проявляет в полной мере в период школьных каникул.
Комитет образования, образовательные учреждения с целью обеспечения непрерывного процесса воспитания и развития школьников, их оздоровления и профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних граждан планируют и организовывают это время для школьников.
Для организации временного трудоустройства подростков в период летних каникул, находящихся в трудной жизненной ситуации, стоящих на учете в органах внутренних дел, было выделено 900 тыс. руб. из бюджета городского округа. На эти средства организована работа 49 трудовых бригад при образовательных учреждениях города с общим охватом 625 подростков от 14 до 18 лет.
Организация питания школьников принадлежит к числу приоритетных направлений деятельности органов управления.
Мониторинг организации питания показывает, что охват питанием составляет практически 89% от общего числа обучающихся.
Установлены дополнительные меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатного питания для 7600 обучающихся на сумму 16,28 руб. на 1 человека (за счет средств муниципального бюджета - 4,28 руб. и средств краевого бюджета - 12 руб).
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" город Чита вошел в число 28 субъектов Российской Федерации и стал победителем конкурсного отбора для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся.
В сфере общего образования необходимо:
- дальнейшее совершенствование образовательного процесса: по развитию учебной мотивации школьников, повышению успеваемости и качеству знаний учащихся, подготовке к итоговой аттестации;
- обеспечение полного перехода к профильному обучению на старшей ступени на основе современных моделей профилизации, прежде всего, расширения и совершенствования сетевого взаимодействия, разработки индивидуальных учебных планов, оптимизации программ и планов предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации учащихся основной школы.
Мы должны повысить эффективность системы работы с одаренными и талантливыми детьми: предусмотреть возможности индивидуального сопровождения детей с академическими способностями, организовать целенаправленную работу по развитию исследовательской деятельности школьников, совершенствовать систему их поддержки и стимулирования.
В системе образования городского округа "Город Чита" 18 образовательных учреждений дополнительного образования детей.
С принятием федеральных государственных образовательных стандартов роль дополнительного образования детей существенно возрастает. Одним из способов реализации воспитательной составляющей стандартов является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Образовательный процесс в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей организован по всем направлениям дополнительного образования: естественнонаучному, туристско-краеведческому, физкультурно-спортивному, спортивно-техническому, военно-патриотическому, культурологическому, художественно-эстетическому, эколого-биологическому, социально-педагогическому, технологическому, научно-техническому.
В учреждениях дополнительного образования занято 19,1 тыс. чел. в кружках, секциях, студиях при общеобразовательных учреждениях 11,4 тыс. чел. Важно, что дополнительным образованием охвачены 76% детей "группы риска".
В течение 2012 года в массовых городских и конкурсных мероприятиях приняли участие около 72% школьников и воспитанников учреждений дополнительного образования различных возрастов.
В настоящее время военно-патриотическое воспитание молодежи в городском округе "Город Чита" строится на основе системного подхода. Итогом работы по данному направлению стало укрупнение многоуровневой системы под названием "Молодежное военно-патриотическое движение "Граница", путем развития межведомственного взаимодействия и шефских связей с воинскими частями.
В городское молодежное военно-патриотическое движение входит 30 команд. Это сборные команды от образовательных учреждений высшего и среднего образования, молодежных общественных организаций, туристских клубов, трудовых коллективов. Команды, помимо участия в общегородских мероприятиях проводят подобные акции по патриотическому воспитанию в своих образовательных учреждениях, организациях и районах нашего города.
В перспективе развития работы по данному направлению ежегодное увеличение количества проводимых мероприятий и освоение нового направления военно-патриотической работы, такого как поисковая деятельность.
В целях повышения эффективности управленческой деятельности постоянно реализуются мероприятия по совершенствованию организационного и правового положения муниципальных образовательных учреждений.
Для обеспечения сопровождения деятельности учреждений созданы муниципальные казенные учреждения "Централизованная бухгалтерия", "Служба технического и материального обеспечения учреждений образования городского округа", "Межшкольный учебный комбинат". В комитете образования создано управление по бухгалтерскому учету, планированию, отчетности и контролю.
Проблемой остается высокая текучесть кадров в связи с низкой зарплатой и отсутствием достаточного уровня квалификации, специальной подготовки по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.
Основная часть расходов по статье "Образование" из бюджета городского округа "Город Чита" была направлена на финансирование дошкольного и общего образования (36,6% и 57,2% соответственно). Это связано с увеличением размера заработной платы воспитателям и учителям, с осуществлением мер, направленных на энергосбережение.
В пересчете на одного учащегося в отчетном году расходы составили 33,7 тыс. руб., что на 4,9% выше уровня 2011 года.
Кроме того, в рамках программы модернизации региональной системы образования образовательным учреждениям городского округа "Город Чита" в 2012 году за счет средств федерального бюджета предоставлена субсидия в объеме 17 млн. 397,0 тыс. руб. на пополнение фондов школьных библиотек.
Общий объем средств на проведение текущих и капитальных ремонтов, предусмотренный в бюджете на 2012 год выше уровня 2011 года на 38%.
В городском округе "Город Чита" сложился особый стиль в работе учреждений культуры и их руководителей. Слагаемые его просты - поиск и высокий профессионализм.
В отчетном году завершен переходный период перевода муниципальных учреждений культуры на новый порядок финансирования муниципальных услуг - за счет предоставления субсидий, приведены в соответствие уставные документы и Положения.
На функционирование объектов культуры направлено 254,06 млн. руб., прирост составил 14,2%. Средства от оказания платных услуг увеличились на 56,7% и составили 41,5 млн. руб.
Продолжается укрепление материально-технической базы учреждений культуры. За 2012 год произведен капитальный ремонт учреждений культуры: здания и фасада ДШИ № 5 в п. ГРЭС, библиотеки № 3, фонтана в районе кинотеатра Родина, замена окон в ЦДМШ им. Б.Г.Павликовской и ДМШ № 4, ремонт системы водоснабжения и устройство ограждения в КДЦ "Мир", кровли административного здания и теплицы Читинского городского зоопарка. На капитальный ремонт направлено 8,7 млн. руб.
В отчетном году учреждениями культуры проведено более пятисот мероприятий. Особо отмечены населением общегородские мероприятия: День города - 2012 "Город, рожденный под счастливой звездой", День Победы, Дни воинской славы России, посвященные Году Героев Отечества, Году Российской истории, городские конкурсы: "Моя родословная", "Отец - ответственная должность", фестивали "Музыкальная палитра", "Веснянка", конкурс рисунка с натуры, День защиты детей.
При проведении общественно-политических, культурно-массовых, спортивных и религиозных мероприятий с массовым пребыванием граждан привлекался на охрану общественного порядка при проведении свыше 300 мероприятий личный состав УВД.
Устремленная в будущее программа "Одаренные дети" - одно из главных направлений в культурной политике города. Поддержка молодых дарований имеет большое значение в формировании духовного и творческого потенциала.
Больших успехов достигли и воспитанники учреждений дополнительного образования культуры. Количество дипломов, завоеванных ими на фестивалях, конкурсах различного уровня выросло по сравнению с 2011 годом на 25%. Преподаватели и учащиеся учреждений дополнительного образования детей приняли участие в конкурсах, фестивалях во многих городах Российской Федерации и за рубежом.
Чита - город читающий. Поэтому муниципальные библиотеки продолжали поступательно развиваться на пути повышения качества услуг и как следствие - ежегодное выполнение плановых контрольных показателей, подъем престижа библиотечных учреждений среди населения Читы.
Рост объема электронного каталога, увеличение числа библиотек, имеющих доступ в Интернет, повысили оперативность выполнения запросов пользователей.
Сочетание в отчетный период традиционных и инновационных форм массовой работы, расширение границ библиотечного пространства за счет увеличения количества проведенных массовых мероприятий способствовали положительной динамике посещений данных мероприятий и количества посещений библиотек в целом.
С начала года библиотеки посетило 45,8 тыс. человек, в них проведено 2300 мероприятий, в которых участвовали 136,0 тыс. горожан. Одним из главных направлений деятельности администрации является формирование библиотечно-информационных центров, оснащенных компьютерными комплексами с постоянным доступом в интернет.
Как сказал В.В.Путин "Необходимо обеспечить широкий, без каких-либо ограничений, доступ каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям. Государство поддержит формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, будет приобретать права на бесплатное размещение в интернете выдающихся фильмов и спектаклей".
Вторая задача, которую нам предстоит решить - удовлетворение в полном объеме спроса населения в услугах дополнительного образования за счет расширения площадей. В настоящее время эти учреждения посещают 4188 детей. Имеющиеся площади не способны в полной мере удовлетворить ежегодно увеличивающийся спрос на услуги музыкальных школ, школ искусств и эстетических центров. Ежегодно спрос в среднем на 50% выше предложения.
Основной задачей органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта является создание условий для развития массовой физической культуры и спорта, доступной для всех категорий и групп горожан, в первую очередь детей, подростков, молодежи. Развитие города невозможно без воспитания здорового поколения, популяризации здорового образа жизни.
Существующая система физического воспитания включает более 70 субъектов физкультурно-спортивного движения различных форм организации и собственности. Они ориентированы на массовый спорт, спортивную специализированную и прикладную спортивную подготовку, любительский и профессиональный спорт, спорт высших достижений, подготовку квалифицированных тренерско-преподавательских кадров и спортивную медицину.
В рамках городского календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий в отчетном году было проведено 238 соревнований по 32 видам спорта с массовым участием горожан.
В 19 учреждениях дополнительного образования детей занимается спортом более 13 тысяч детей и подростков, что составляет 25% детей и подростков от общего числа юных читинцев в возрасте 6-15 лет. Работают более 340 коллективов физической культуры и спорта, в которых занимается около 83 тыс. человек. В течение года проводятся соревнования в городских спортивных лигах студентов вузов, ссузов, учащихся начального профессионального образования, общеобразовательных школ и "Молодежного супермарафона". Для организации систематических занятий, реабилитации средствами физической культурой и спортом горожан, имеющих ограничения в состоянии здоровья (инвалиды), продолжает функционировать муниципальное казенное учреждение "Городской спортивно-оздоровительный клуб инвалидов", под эгидой которого систематически занимается адаптивной физической культурой и спортом.
В отчетном году получила дальнейшее развитие материально-техническая база спортивных объектов, создавались условия для занятий массовыми и специализированными видами спорта. На территории города был построен бассейн в мкр. "Северный". Продолжается реконструкция стадионов 4 общеобразовательных школ. Ведется строительство новых объектов.
На реализацию мероприятий целевой программы функционирования физической культуры и спорта из бюджета города направлено около 7,0 млн. рублей.
И в дальнейшем мы будем ориентироваться именно на развитие массового спорта и формирование здорового образа жизни.
Обеспечение надежной работы коммунального комплекса города, сохранение и поддержание в надлежащем состоянии муниципального жилищного фонда является приоритетным направлением работы администрации города.
Для обеспечения бесперебойного, безаварийного функционирования объектов коммунального комплекса города проведены своевременные работы по замене, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения.
За счет арендной платы, поступающей в бюджет городского округа по договору аренды имущества в размере 65,7 млн. руб. выполнен капитальный ремонт 10664 погонных метров внутриквартальных тепловых сетей и 18-ти котельных.
В текущем году планируется направить арендную плату на эти же цели.
В соответствии с программой капитального ремонта внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения жилых домов, в рамках реализации соглашения о взаимодействии администрации городского округа и ОАО "ТГК-14" проведен капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения. Выполнена замена 11364 п.м внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения в 148-ми жилых домах на сумму 110,8 млн. рублей.
Исполнена инвестиционная программа ОАО "ТГК-14" на 181,0 млн. руб. с учетом выполненного объема работ по мероприятиям программы предшествующих лет.
За счет собственных средств ОАО "ТГК-14" в рамках реализации инвестиционной программы проведен капитальный ремонт и реконструкция магистральных тепловых сетей с заменой 6 849 п. м трубопроводов. Завершены работы по реконструкции магистральных тепловых сетей в районе школы № 17, что позволило увеличить пропускную способность тепловых сетей и улучшить качество услуг теплоснабжения микрорайона Северный и поселка Каштак. В рамках реализации инвестиционной программы для повышения качества услуг теплоснабжения завершены работы по реконструкции тепловых сетей по ул. Нечаева. Для улучшения теплоснабжения микрорайона Сосновый бор выполнен 1-й этап строительно-монтажных работ по реконструкции тепловых сетей по ул. Бабушкина.
В связи с отказом руководства ОАО "Комбинат хлебопродуктов" от теплоснабжения жилого дома № 56 по ул. Промышленная произведено его переключение на централизованное теплоснабжение. Стоимость выполненных работ составила 93 млн. руб.
В 2012 году по программе капитального строительства, реконструкции и техперевооружения объектов производственной сферы электросетевого комплекса г. Читы ОАО "МРСК-Сибири" - "Читаэнерго" освоено капитальных вложений на сумму 147, 6 млн. рублей, в том числе:
- за счет амортизации, начисляемой на имущество, находящееся в доверительном управлении, на 21,3 млн. рублей;
- за счет собственных средств филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго" на 126,3 млн. рублей.
По инвестиционной программе выполнены работы по реконструкции воздушных линий электропередач, по замене деревянных опор на железобетонные в количестве 608 штук и голого провода на самонесущий изолированный протяженностью 20,1 км, кабельных линий - 10,3 км.
По программе капитального ремонта электросетевого комплекса городского округа освоение составило 40,9 млн. руб., в том числе:
- выполнен капитальный ремонт электрической и строительной частей 37 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов;
- капитально отремонтировано 6,8 км воздушных линий с заменой деревянных опор на железобетонные в количестве 143 штук;
- отремонтировано 96 вводно-распределительных устройств в жилых домах;
- на подстанциях "Антипиха", "Южная" выполнен ремонт трансформаторов, "Черновская", "Каштак" - капитальный ремонт оборудования.
Выполненные мероприятия позволили значительно улучшить качество электроснабжения потребителей всех категорий.
В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" за счет средств городского бюджета произведена установка общедомовых приборов учета электрической энергии в количестве 397 штук в многоквартирных жилых домах с пониженной степенью капитальности на сумму 1,5 млн. рублей.
За счет средств собственников жилых помещений управляющими компаниями совместно с филиалом ОАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго" произведена установка приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах в количестве 1940 штук.
В соответствии с утвержденными планами капитального ремонта ОАО "Водоканал-Чита" за счет собственных средств выполнен капитальный ремонт на сумму 45,9 млн. рублей по замене сетей:
- водоснабжения - 5375 м;
- водоотведения - 1139 м.
В отчетном году были продолжены работы по выполнению проектирования и строительства Сибирского и Смоленского водозаборов на сумму 15,0 млн. рублей, в том числе за счет средств ОАО "Водоканал-Чита" - 13,0 млн. руб.
В рамках реализации Адресной инвестиционной программы продолжены мероприятия по реконструкции сетей водоснабжения, очистных и канализационных сетей. Работы выполнены на сумму 282,3 млн. руб., в т.ч. средства ОАО "Водоканал-Чита" - 87,8 млн. рублей.
В 2012 году ОАО "Водоканал-Чита" проведены работы по переключению 7-ми жилых домов по ул. Тобольского к централизованным сетям водоснабжения с привлечением собственных средств.
В 2013 году планируется продолжить проведение капитального ремонта и реконструкции на объектах водоснабжения и водоотведения, проектирование и строительство Сибирского и Смоленского водозаборов, реконструкцию централизованных сетей водоснабжения в пос. Каштак для улучшения качества предоставляемой услуги.
В отчетном году в целях повышения сохранности жилищного фонда и обеспечения благоприятных условий для проживания за счет средств городского бюджета в объеме 7,9 млн. руб. проведены работы по ремонту муниципальных общежитий и квартир, выполнены работы по ремонту 7 единиц лифтового оборудования на сумму 10,4 млн. рублей.
В отчетном году на условиях софинансирования средств бюджета городского округа и средств собственников помещений проведен капитальный ремонт 11-ти многоквартирных домов на общую сумму 38,2 млн. рублей, из них 29,9 млн. рублей средства бюджета городского округа. Кроме того, за счет собственных средств управляющих компаний городского округа выполнен капитальный ремонт жилищного фонда на сумму 76 млн. руб.
За счет средств Дорожного фонда Забайкальского края и городского бюджета отремонтировано 27 дворовых территорий и подъездов к ним на общей площади 66,7 тыс. м. Освоено 82,5 млн. рублей.
В 2013 году за счет бюджета городского округа планируется:
- реализация программы "Повышение комфортности территорий неблагоустроенного жилищного фонда в городском округе "Город Чита" на 2013 - 2015 гг.", в которой предусмотрены мероприятия по установке туалетов, зольниц, выгребных ям в количестве более 200 штук за счет средств бюджета городского округа и средств управляющих компаний;
- с целью улучшения технических характеристик муниципальных общежитий намечено проведение работ по капитальному ремонту крыш и общестроительных работ по адресам: ул. Каларская, 5, ул. Новая, 62, 64, 64а, ул. Крупской, 9, Титовская, 45 на сумму 6,3 млн. рублей.
В 2012 году на дорожную деятельность, благоустройство и охрану окружающей среды города направлено 427,5 млн. рублей.
В рамках реализации программы "Благоустройство и озеленение территории городского округа "Город Чита" на 2011 - 2015 гг." выполнены:
- мероприятия по проектированию новых линий уличного освещения на участке автомобильных дорог по улицам Агинский тракт, Кирова, Н.Широких, Магистральная, Строителей, Энтузиастов, Текстильщиков, Сухая Падь, Недорезова, Советская, Конева, Жукова, Весенняя. Для строительства линии освещения Агинский тракт - Кирова в 2012 году закуплено материалов и оборудования на сумму 9,7 млн. рублей. Срок реализации проекта - 2013 год, общая протяженность линии 2,519 км;
- проектно-сметная документация по реконструкции ул. Журавлева с расширением проезжей части и увеличением пропускной способности автотранспорта, оборудованием остановок автомобильного транспорта, благоустройством тротуаров, размещением малых архитектурных форм, озеленения;
- проектные работы по изготовлению проектно-сметной документации "Устройство водоотводных сооружений на участке автомобильных дорог: ул. Недорезова - Богомягкова; ул. Лазо - Набережная декабриста Завалишина";
- благоустройство сквера по ул. Широкая в Железнодорожном районе;
- благоустройство площади Труда в Черновском районе: проведена посадка саженцев в количестве 200 единиц, выполнена формовочная подрезка 76 деревьев, санитарная подрезка 250 деревьев, валка сухостойных деревьев. Установлены малые архитектурные формы. Работы по благоустройству площади будут продолжены в 2013 году;
- проведена инвентаризация объектов внешнего благоустройства - улично-дорожной сети с учетом зеленых насаждений на 42 улицах города.
На озеленение территории городского округа направлено 41,8 млн. руб. Выполнены работы текущего содержания, а также работы капитального характера:
- устройство цветников на площади - 9537 кв.м;
- посадка деревьев и кустарников - 5963 шт.;
- посев газонов - 9780 кв.м.
Одним из элементов благоустройства города является уличное освещение. В 2012 году на обеспечение и сохранение уровня освещенности на улицах города из бюджета города выделены субсидии в размере 48,6 млн. руб., обслужено 10757 шт. светильников. Продолжаются работы по переводу сетей уличного освещения на автоматизированную систему управления. Восстановлено уличное освещение в поселках ЧЭС, Наклонный, Сибирский с оборудованием 433 новых светильников.
В рамках Программы социально-экономического развития городского округа выполнены работы по обустройству и содержанию пляжа на оз. Кенон на сумму 700,0 тыс. руб.
Непосредственное взаимодействие с населением и реализация полномочий администрацией осуществляется как через отраслевые органы управления, так и посредством деятельности территориальных органов управления в рамках переданных им полномочий.
Создание условий для развития территориального общественного самоуправления и непосредственного участия жителей в местном самоуправлении - одно из важных направлений работы администраций административных районов. В отчетном году свою деятельность осуществляли 19 ТОСов, 220 домовых, 9 квартальных, 8 дворовых комитетов, 18 советов муниципальных общежитий, 94 инициативные группы, созданные на территории административных районов. В течение 2012 года в соответствии с требованием Жилищного кодекса РФ в многоквартирных жилых домах были избраны 825 Советов домов.
Продолжается взаимодействие между органами местного самоуправления и ТОС: работа методических кабинетов территориального общественного самоуправления, домовых комитетов, обучение и обмен опытом руководителей ТОС.
Особое внимание в истекшем году уделялось вопросам санитарной очистки и благоустройства территории районов с привлечением хозяйствующих субъектов, волонтерских и экологических отрядов, жителей города. Возросла активность участия граждан районов в субботниках - 119,6 тыс. человек в 2012 году.
В целях выявления случаев нарушения правил противопожарной безопасности, пользования электроустановками, санитарного состояния дворовых и прилегающих территорий в течение года совместно с контрольной инспекцией, участковыми уполномоченными полиции, специалистами ГО и ЧС были организованы и проведены 96 сходов граждан, проживающих в частном секторе и в благоустроенном жилом фонде. Проведены обследования садово-огороднических товариществ по вопросам уборки сухостоя и несанкционированных свалок.
За 2012 год с территорий районов ликвидировано 149 несанкционированных свалок, на городской полигон вывезено 23,8 тыс. куб.м твердых бытовых отходов.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы является основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, влияет на улучшение демографической ситуации. В течение года проведено 139 заседаний общественных комиссий по жилищным вопросам. По решению комиссий 362 молодые семьи включены в список для получения субсидии на приобретение жилья. В предверии нового учебного года проведена ежегодная акция "Все дети в школу". В рамках акции активное участие принимали спонсоры районов, которыми было выделено средств на сумму 2,8 млн. рублей. 2172 ребенка накануне нового учебного года получили школьно-письменные принадлежности, новую школьную форму, обувь, учебники.
По-прежнему одним из важных направлений деятельности районных администраций является организация работы по предупреждению беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В отчетном году проведено 117 заседаний комиссии по делам несовершеннолетних, на которых рассмотрено 1847 дел, привлечено к административной ответственности 1009 родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей.
В результате реализации Закона Забайкальского края "Об общественных воспитателях несовершеннолетних" утверждено 67 общественных воспитателей, выразивших желание "работать" с трудными подростками.
Районными администрациями совместно с Советами ТОС, домовыми комитетами при участии депутатов всех уровней проводились общественно значимые мероприятия с непосредственным участием населения: праздники двора и спортивные мероприятия, работы по озеленению дворовых территорий.
Особое внимание в отчетный период уделялось вопросам организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением.
Запланированные в отчетном году мероприятия по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций выполнены в полном объеме. Особое внимание уделено совершенствованию системы управления, связи, оповещения и информирования.
По итогам проведения Сибирским региональным центром МЧС России командно-штабного учения по тематике аварий на системах жизнеобеспечения органы управления и силы городского звена оценены на "хорошо".
Чрезвычайных ситуаций на территории городского округа в 2012 году не произошло. Усилия администрации городского округа были направлены на предупреждение чрезвычайных ситуаций, принятия неотложных мер при возникновении нештатных ситуаций. Проведено 27 заседаний КЧС, из них только 5 - плановые. Оперативная группа КЧС 1014 раз привлекалась с целью оценки оперативной обстановки.
Проведен ряд мероприятий по инженерной защите: очистка ливневых коллекторов, водопропускных сооружений, минерализованных полос, контролируемых отжигов.
Особое внимание было уделено антитеррористической защищенности муниципальных учреждений.
Лесопожарная обстановка в городе в отчетном году была более спокойной, чем в предыдущие годы. Однако мероприятия по предупреждению лесных пожаров выполнены в полном объеме.
Был проведен также комплекс мероприятий, направленных на профилактику бытовых пожаров и обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
В зоне особого внимания по-прежнему были мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах не только в летний период, но и весной - осенью в момент неустойчивого льда.
В 2013 году необходимо внедрить на территории городского округа "пилотную зону" единого номера вызова экстренных оперативных служб 112, начать работу по внедрению автоматизированной системы принятия решений на основе моделей развития обстановки, в первую очередь от угроз, вызванных наводнениями, разработать муниципальную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера на территории городского округа "Город Чита".
Руководствуясь Федеральным законодательством, администрация городского округа "Город Чита" принимала непосредственное участие в профилактике терроризма и экстремизма.
Исполняя решения антитеррористической комиссии Забайкальского края, важное внимание уделялось безопасному проведению выборов Президента Российской Федерации и массовых мероприятий на территории города.
В администрации городского округа разработан пакет необходимых нормативных правовых актов по противодействию коррупции и долгосрочная муниципальная целевая программа "Противодействие коррупции в администрации городского округа "Город Чита" на 2012 - 2014 годы".
За 2012 год подготовлено 145 заключений в отношении проектов нормативных правовых актов.
Рассматривалась информация, поступающая на телефон доверия и "почтовый ящик" для приема коррупционных сообщений, на сайт для приема информации коррупционного характера по электронной почте. Отдельные сообщения проверялись собственными силами, а часть из них передавались для проверки в правоохранительные органы. Работала комиссия по урегулированию конфликта интересов.
В рамках оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству проведены конкурсы проектов общественных объединений на соискание муниципального гранта.
Согласно статье 6 Устава оказывалось содействие национально-культурному развитию и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа.
В течение 2012 года проведено 96 публичных мероприятий: 26 пикетов, 24 митинга, 9 шествий, 3 демонстрации, 33 культурно-массовых мероприятия (акции, флешмобы, марафоны, спортивные, крестные ходы, водное крещение).
Ежеквартально на заседаниях антинаркотической комиссии рассматривались вопросы межведомственного взаимодействия, направленного на противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
Продолжена реализация мероприятий муниципальной целевой программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и алкоголизации населения городского округа "Город Чита".
Изготовлены и размещены социальные рекламные баннеры в рамках конкурса "Нет наркотикам и алкоголизму!". Волонтерскими отрядами ежеквартально проводились акции по профилактике наркомании и алкоголизма в высших и средних учебных заведениях города, а также в школах города. Проведено около 150 спортивных мероприятий среди подростков, активно велась работа по организации "обратной связи" с населением через информирование граждан о телефонах доверия антинаркотической комиссии, служб и ведомств системы профилактики, правовые беседы в трудовых коллективах.
Все направления профилактической работы взаимосвязаны, и добиться положительного результата возможно только при условии планомерной, наступательной, ежедневной работы.
2012 год в сфере внешнеэкономической деятельности был отмечен рядом интересных международных мероприятий. Помимо традиционно проводимых выставок-ярмарок, конференций, совместных концертов и соревнований, в 2012 году было проведено три, которые смело можно назвать уникальными.
Дни Читы в Маньчжурии включали мероприятия, охватывающие все сферы сотрудничества наших городов в области образования, культуры и спорта. Значимым мероприятием является проведение презентации Читы и инвестиционных проектов предприятий города, а также участие компаний Читы в маньчжурской выставке по науке и технике и ярмарке инновационных технологий.
В 2 этапа - в Чите и Хайларе были проведены мероприятия, посвященные 20-летию установления побратимских связей между нашими городами. Особенно трогательны встречи наших ветеранов - это яркий пример воспитания патриотизма у молодого поколения.
Помимо этих масштабных мероприятий в отчетном году проведены традиционные конкурсы, спортивные соревнования по хоккею, зимнему мини-футболу, участие читинцев в семинаре-практикуме по оздоровительной гимнастике в г. Маньчжурия.
Наблюдается активный интерес у пользователей трехъязычного сайта: www.visitchita.ru.
Нам необходимо расширять наше сотрудничество с традиционными партнерами Читы - городами Маньчжурия, Хулунбуир, районом Хайлар (КНР), Чойбалсан (Монголия), Улан-Удэ (Россия) и углублять связи с районом Шицзиньшань г. Пекин и с г. Улан-Батор.
В 2012 году администрацией городского округа продолжено исполнение 12-ти государственных полномочий за счет субвенций из краевого бюджета. Это обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, социальная поддержка семей с детьми, льготный проезд отдельных категорий граждан и другие. Остановлюсь подробнее на полномочиях в области трудовых отношений.
Деятельность по проведению единой государственной политики в области охраны труда осуществляется в конструктивном взаимодействии с органами надзора и контроля, органами исполнительной власти, профсоюзными объединениями и работодателями.
Проводится ежегодный мониторинг состояния условий и охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях городского округа, оказывается методическая помощь руководителям и специалистам по вопросам трудоохранной тематики. При содействии администрации в течение года прошли обучение по охране труда на специализированных курсах 1700 руководителей и специалистов организаций.
Значительно - в 1,7 раза - возросло количество рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда.
Итогом проводимой работы является снижение производственного травматизма по городу на 26%, числа несчастных случаев со смертельным исходом - на 10%.
Мы в 6-й раз стали победителями краевого конкурса: в номинации "Лучшее муниципальное образование Забайкальского края по организации работы по охране труда за 2011 год" городскому округу присуждено первое место в территориальной группе.
Уважаемые депутаты, я кратко охарактеризовал все ключевые сферы жизни города.
Хочу поблагодарить всех за плодотворную совместную работу, и думаю, что и в этом году мы сохраним такой же конструктивный подход по решению актуальных текущих и перспективных задач.
Но мы с вами реалисты и понимаем, что в городе есть ряд вопросов, требующих решения. Уверен, что совместными усилиями нам удастся справиться со всеми проблемами и текущий год будет не менее результативным, чем отчетный.

Спасибо за внимание.


------------------------------------------------------------------