Распоряжение Правительства Забайкальского края от 22.01.2013 N 10-Р "О Концепции поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных услуг в государственных учреждениях, финансируемых из бюджета Забайкальского края, на 2012-2018 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 января 2013 г. № 10-Р

О КОНЦЕПЦИИ ПОЭТАПНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ПРИ ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УСЛУГ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ФИНАНСИРУЕМЫХ
ИЗ БЮДЖЕТА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, НА 2012-2018 ГОДЫ

В целях определения стратегии действий при осуществлении поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета Забайкальского края, при оказании государственных услуг в 2012-2018 годах, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики":
1. Одобрить прилагаемую Концепцию поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных услуг в государственных учреждениях, финансируемых из бюджета Забайкальского края, на 2012-2018 годы (далее - Концепция).
2. Рекомендовать органам исполнительной власти Забайкальского края руководствоваться Концепцией при осуществлении поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников государственных учреждений.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления при осуществлении своей деятельности руководствоваться положениями Концепции.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в уполномоченных органах печати.

Губернатор
Забайкальского края
Р.Ф.ГЕНИАТУЛИН





Утверждена
Распоряжением
Правительства Забайкальского края
22 января 2013 г. № 10-Р

КОНЦЕПЦИЯ
ПОЭТАПНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
ПРИ ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ БЮДЖЕТА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, НА 2012-2018 ГОДЫ

1. Общие положения

Концепция поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных услуг в государственных учреждениях, финансируемых из бюджета Забайкальского края, на 2012-2018 годы (далее - Концепция) определяет стратегию действий исполнительных органов государственной власти Забайкальского края.
Концепция разработана в соответствии с положениями статей 133, 134, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Действие Концепции распространяется на системы оплаты труда работников государственных учреждений. Концепция рекомендуется для государственных учреждений, финансируемых из бюджета Забайкальского края, и муниципальных учреждений.
Реализация Концепции осуществляется Правительством Забайкальского края, исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности государственных учреждений.

2. Современное состояние и тенденции развития
системы оплаты труда

В 2009-2011 годах был осуществлен переход государственных учреждений, финансируемых из бюджета Забайкальского края, на новые системы оплаты труда, адаптированные к современным экономическим условиям.
В государственных учреждениях применяются новые системы оплаты труда на основе профессиональных квалификационных групп, позволяющие учесть специфику труда в учреждении того или иного вида деятельности. Внедрение новых механизмов предоставило возможность учреждениям осуществлять более эффективное управление персоналом путем введения дифференциации по качеству и эффективности труда работника, создало условия для повышения качества и доступности государственных услуг, эффективности использования бюджетных средств. Расширены права главных распорядителей бюджетных средств и руководителей учреждений в установлении условий оплаты труда. При этом остается низким уровень заработной платы отдельных категорий работников. Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в целом по краю за 2011 год составила 20916 рублей, в том числе в учреждениях здравоохранения - 15076 рублей (72 % к среднему уровню), в учреждениях образования - 12519 рублей (60 %), в учреждениях, предоставляющих социальные услуги, - 11419 рублей (55 %), учреждениях культуры и спорта - 10716 рублей (51%).
В структуре фонда оплаты труда отдельных учреждений остается незначительной доля средств на премирование, что не позволяет в полной мере реализовать стимулирующую функцию заработной платы.
Во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда работников государственных учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др. без указания конкретных измеримых параметров).

3. Цель и задачи поэтапного совершенствования
системы оплаты труда

Основные цели поэтапного совершенствования системы оплаты труда следующие:
1) совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных услуг (выполнения работ);
2) создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;
3) развитие кадрового потенциала работников учреждений;
4) создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597).
Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать:
дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности;
установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
Системы оплаты труда работников государственных учреждений Забайкальского края устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края.

4. Основные направления совершенствования
условий оплаты труда

Совершенствование основных элементов системы оплаты труда предусматривается путем реализации ряда мероприятий.
Совершенствование установления окладов (должностных окладов) будет осуществляться исходя из более полного учета при оплате труда сложности труда работников на основе актуализации:
профессионально-квалификационных требований к работникам;
типовых норм труда в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 804 "О правилах разработки и утверждения типовых норм труда", и норм труда, устанавливаемых локальными нормативными актами;
содержания трудовых функций по соответствующим должностям в трудовых договорах;
рекомендуемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности подведомственных государственных учреждений, окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам.
Совершенствование системы стимулирующих выплат будет осуществляться исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных услуг (выполнения работ) путем проведения следующих мероприятий:
введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретного государственного учреждения и работника;
установления в соответствии с отраслевыми показателями эффективности стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда работников государственных учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах (контрактах) с руководителями и работниками государственных учреждений;
отмены неэффективных стимулирующих выплат;
использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных услуг (выполнения работ) независимой системы оценки качества работы государственных учреждений, включающей определение критериев эффективности их работы, и введения публичных рейтингов их деятельности.
В рамках реализации указанных мероприятий необходимо провести следующую работу:
1) осуществление мероприятий, обеспечивающих возможности использования для повышения оплаты труда средств, полученных за счет сокращения неэффективных расходов и программ;
2) осуществление мероприятий по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающих за счет доходов от всех направлений деятельности повышение оплаты труда работников:
3) более полный учет в системе оплаты труда сложности труда работников учреждений и исключение стимулирующих выплат, назначаемых без учета показателей качества и количества оказываемых государственных услуг (выполнения работ);
4) доведение исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности государственных учреждений, методических рекомендаций по показателям эффективности деятельности подведомственных учреждений, их руководителей и работников по сферам деятельности, видам учреждений и основным категориям работников, по разработке типовых отраслевых норм труда, по оформлению трудовых отношений с работниками при введении эффективного контракта в части установления показателей, критериев и условий осуществления стимулирующих выплат;
5) доведение исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности государственных учреждений, целевых показателей эффективности деятельности государственных учреждений и их руководителей, изменений, которые вносятся в примерные положения об оплате труда работников государственных учреждений в части рекомендуемых для работников этих учреждений окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, условий оплаты труда руководителей государственных учреждений, включая стимулирующие выплаты, критерии, размеры и условия их осуществления, в том числе с учетом введения предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя государственного учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8.
Целевые индикаторы развития отрасли устанавливаются в соответствующих государственных программах и в "дорожных картах", разрабатываемых в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах и утверждаемых Правительством Российской Федерации.
На уровне Забайкальского края с учетом отраслевых целевых индикаторов устанавливаются соответствующие индикаторы развития учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, прочих государственных учреждений и разрабатываются необходимые мероприятия по их достижению.
Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения;
6) утверждение на уровне государственных учреждений локальными нормативными актами с учетом мнения профсоюзной организации или иного представительного органа работников:
системы нормирования труда в учреждении;
изменений, которые вносятся в положение об оплате труда работников в части установления конкретных размеров окладов (должностных окладов), показателей, критериев, условий и размеров стимулирующих выплат работникам.
С учетом указанных изменений в государственных учреждениях должна быть проведена работа по заключению в установленном порядке дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками в целях уточнения показателей, критериев, условий и размеров стимулирующих выплат;
7) обеспечение дифференциации оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, на основе оценки сложности труда работников, оптимизации структуры заработной платы и штатной численности работников.
Формирование штатной численности учреждений следует проводить с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания государственных услуг (выполнения работ);
8) изменение систем стимулирования: упразднение постоянных выплат, формально классифицированных как стимулирующие, но реально не мотивирующих работников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с возможностью перераспределения средств на увеличение окладов работников и на реальные выплаты стимулирующего характера;
9) проведение мероприятий по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений в 2012-2013 годах: формирование нормативной правовой базы по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей;
10) развитие кадрового потенциала работников государственных учреждений в 2013-2014 годах: актуализация квалификационных требований к работникам с учетом современных требований к качеству услуг, в том числе путем разработки профессиональных стандартов.
Актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных услуг (выполнения работ), создаст основу для использования принципов эффективного контракта.
Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является следствием изменения условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда;
11) формирование "дорожных карт", в которых предусматривается: определение динамики значений соотношения средней заработной платы работников государственных учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, и средней заработной платы в регионе в 2012-2018 годах;
подготовка методических рекомендаций для разработки показателей эффективности деятельности государственных учреждений, их руководителей и работников в соответствующих сферах;
разработка (изменение) показателей эффективности деятельности государственных учреждений, их руководителей и работников;
проведение мероприятий с учетом специфики отрасли по возможному привлечению на повышение заработной платы неэффективных расходов государственных учреждений, а также по возможному привлечению средств от приносящей доход деятельности;
разработка типовых норм труда;
обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения не более 40 %;
актуализация квалификационных требований, предъявляемых к работникам, в том числе разработка профессиональных стандартов, с учетом современных требований к качеству государственных услуг (выполнения работ);
осуществление мероприятий по обеспечению соответствия работников обновленным квалификационным требованиям, в том числе на основе повышения квалификации и переподготовки работников;
организация мероприятий по представлению руководителем учреждения сведений о его доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей;
проведение мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги;
проведение мероприятий по организации разъяснительной работы в трудовых коллективах, информационному сопровождению мероприятий по реализации "дорожных карт" в части совершенствования системы оплаты труда соответствующих категорий работников.

5. Ресурсное обеспечение реализации Концепции

Работа по формированию нормативной правовой базы, предусмотренной мероприятиями Концепции, а также организационные мероприятия будут проводиться в пределах средств, предусмотренных на текущую деятельность государственных учреждений.
Объем потребности будет ежегодно уточняться с учетом данных о фактической численности и уровне заработной платы определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 категорий работников, прогнозируемой средней заработной плате по Забайкальскому краю.
Объемы финансирования подлежат корректировке с учетом реализации "дорожных карт" при формировании соответствующих бюджетов.

6. Этапы реализации Концепции

Достижение целей Концепции будет осуществлено в 3 этапа.
1 этап (2012-2013 годы):
1) формирование нормативной правовой базы для реализации Концепции;
2) повышение оплаты труда категориям работников учреждений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, начиная с 2012 года:
доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в крае;
доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы педагогических работников в сфере общего образования в крае;
3) организация федерального статистического наблюдения в целях формирования официальной статистической информации о средней заработной плате категорий работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597;
4) актуализация нормативной правовой базы для оценки эффективности труда работников;
5) заключение трудовых договоров в связи с введением эффективного контракта;
6) введение прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений.
II этап (2014-2015 годы):
1) актуализация (разработка) показателей эффективности деятельности работников учреждений для обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых государственных услуг (выполнения работ);
2) заключение трудовых договоров с работниками государственных учреждений в связи с введением эффективного контракта;
3) совершенствование квалификационных требований к работникам (разработка профессиональных стандартов) с учетом современных требований к качеству услуг.
III этап (2016-2018 годы):
1) повышение оплаты труда категориям работников учреждений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597:
повышение к 2018 году средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в крае;
доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в крае;
доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в крае;
повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, до 100 процентов от средней заработной платы в крае;
повышение к 2018 году средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100 процентов от средней заработной платы в крае;
повышение к 2018 году средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100 процентов от средней заработной платы в крае;
2) завершение работы по заключению трудовых договоров с работниками учреждений в связи с введением эффективного контракта;
3) обеспечение к 2018 году достижения целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, и средней за работной платы в крае,
В течение всех этапов будут проводиться мониторинги и статистическое наблюдение.

7. Управление реализацией Концепции

Система управления реализацией Концепции базируется на принципах совместного участия представителей органов государственной власти, сторон социального партнерства, открытости и гласности при принятии управленческих решений. Координатором реализации Концепции является Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края. Исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности государственных учреждений, проводят мониторинг выполнения мероприятий, направленных на повышение оплаты труда работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, итоги которого рассматриваются Забайкальской краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

8. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация мероприятий Концепции позволит:
повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании государственных услуг (выполнении работ);
внедрить в государственных учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания государственных услуг (выполнения работ);
повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании государственных услуг (выполнении работ);
повысить качество оказания государственных услуг (выполнения работ) в социальной сфере;
создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей государственных учреждений.


------------------------------------------------------------------