Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 27.11.2013 по делу N 33-4351/2013 <О признании недействующими подпунктов 4, 4, 5 пункта 2.6.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 03.10.2012 N 235>



ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. по делу № 33-4351/2013

Председательствующий:
судья Подшивалова Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего - А.А.Толстоброва,
судей - Б.В.Доржиевой и П.Н.Смолякова,
при секретаре - Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 27 ноября 2013 года,
гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Забайкальского края о признании частично недействующим пункта 2.6.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 03.10.2012 № 235,
на решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 3 июля 2013 года, которым постановлено:
"заявление первого заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить.

Признать противоречащими законодательству и недействующими пункты 4, 4, 5 пункта 2.6.1 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 03.10.2012 № 235 со дня его принятия.
Принятое решение опубликовать в газете "Читинское обозрение".
Заслушав доклад судьи П.Н.Смолякова, судебная коллегия

установила:

постановлением администрации городского округа "Город Чита" (далее - администрация) от 03.10.2012 № 235 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка" (далее - Административный регламент). Постановление опубликовано в газете "Читинское обозрение" 10 октября 2012 года.
В пункте 2.6.1 Административного регламента дан перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, в том числе: копии правоустанавливающих документов на земельный участок, если право на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (подпункт 4); копии правоустанавливающих документов на объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке (при наличии), если права на объекты не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (подпункт 4); материалы действующей (актуализированной) топографической съемки в границах земельного участка на бумажном или электронном носителе (подпункт 5).
Первый заместитель прокурора Забайкальского края обратился в Центральный районный суд города Читы Забайкальского края с заявлением (л.д. 3 - 6) о признании означенных правовых норм недействующими, ссылаясь на их несоответствие статьям 3, 43 - 46, 48, 50, 51, 52 и 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статье 7 (пункт 1 части 1) Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон № 210-ФЗ), приказу Минрегиона Российской Федерации от 10.05.2011 № 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка", Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Минрегиона Российской Федерации от 11.08.2006 № 93.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что федеральное законодательство устанавливает, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью истребования у заявителя каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица. Полагает, что выдача градостроительного плана земельного участка является услугой, которая оказывается органами местного самоуправления по запросу заявителя на основании документов и информации, находящихся в распоряжении указанных органов.
Судом постановлено приведенное решение (л.д. 100 - 102).
В апелляционной жалобе (л.д. 105 - 109, 115 - 121) представитель администрации просит решение суда отменить, считая его принятым при неправильном толковании закона, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Отмечает, что ни ГрК РФ, ни Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не исключают определения органами местного самоуправления перечня документов, представляемых заявителями для подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка. Представление материалов действующей (актуализированной) топографической съемки, в частности, требуется в связи с тем, что такая съемка выполняется не органами местного самоуправления, а специализированными организациями и за плату. Кроме того, выполнение топографической съемки включено в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации, утвержденный решением Думы городского округа "Город Чита" от 30.06.2011 № 132. Упомянутый документ наряду с Рекомендациями по разработке порядка разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, одобренными Правительственной комиссией по проведению административной реформы 23.11.2010, вводит понятие "услуга, обращение за которой необходимо для получения государственной (муниципальной) услуги", предполагая обязанность ее предварительного получения до получения муниципальной услуги. Обязанность же предоставить копии правоустанавливающих документов на земельный участок и расположенные на этом участке объекты капитального строительства, когда права на них не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, закреплена в Законе № 210-ФЗ.
По мнению подателя жалобы, ГрК РФ позволяет органам местного самоуправления принимать любые муниципальные правовые акты по вопросам градостроительной деятельности, которые не противоречат ГрК РФ.
Относительно апелляционной жалобы прокурором прокуратуры Забайкальского края Ж.В.Дьячковой представлены возражения (л.д. 111 - 112).
В заседание суда апелляционной инстанции явились: представитель администрации З., которая жалобу поддержала; прокурор прокуратуры Забайкальского края А.В.Арутюнов, который против удовлетворения жалобы возражал.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Признавая недействующими подпункты 4, 4, 5 пункта 2.6.1 Административного регламента, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об их противоречии федеральному законодательству.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу части 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 названной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
На основании приведенных норм закона суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Вывод суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 09.08.2012 № АПЛ12-449 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2012 № АКПИ12-290, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующей Формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Минрегиона Российской Федерации от 10.05.2011 № 207".
В апелляционной жалобе перечислены доводы, суть которых заключается в том, что органы местного самоуправления вправе обусловить подготовку и выдачу градостроительного плана земельного участка представлением заявителем дополнительных документов.
Подобные доводы не являются состоятельными.
Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий ограничены установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (часть 20 статьи 45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру, о которой говорится в статье 46 ГрК РФ.
Требование у заявителя топографической съемки земельного участка противоречит части 5 статьи 45 ГрК РФ, согласно которой органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Топографическая съемка - составная часть проекта планировки территории, которая должна находиться в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Вследствие того, что обязанность органа местного самоуправления по выдаче градостроительного плана земельного участка установлена Федеральным законом - ГрК РФ, то и правовые основания для неисполнения указанной обязанности устанавливаются на уровне федерального закона, а не муниципального правового акта.
Оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Решение суда подлежит изменению с учетом того, что Административный регламент применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций.
В соответствии с рекомендациями, изложенными в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", оспоренные прокурором нормоположения следует признать недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

изменить решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 3 июля 2013 года.
Признать подпункты 4, 4, 5 пункта 2.6.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 03.10.2012 № 235, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
А.А.ТОЛСТОБРОВ

Судьи
Б.В.ДОРЖИЕВА
П.Н.СМОЛЯКОВ


------------------------------------------------------------------