Постановление Правительства Забайкальского края от 12.02.2013 N 73 "О внесении изменений в краевую долгосрочную целевую программу "Чистая вода Забайкальского края ", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2010 года N 287"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2013 г. № 73

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КРАЕВУЮ ДОЛГОСРОЧНУЮ ЦЕЛЕВУЮ
ПРОГРАММУ "ЧИСТАЯ ВОДА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
(2011-2015 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 12 ИЮЛЯ 2010 ГОДА № 287

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148, в связи с возникшей необходимостью Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в краевую долгосрочную целевую программу "Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2010 года № 287 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 12 августа 2011 года № 296, от 27 декабря 2011 года № 510, от 20 июня 2012 года № 269).

И.о. председателя
Правительства
Забайкальского края
А.А.ХОЛМОГОРОВ





Утверждены
Постановлением
Правительства Забайкальского края
от 12 февраля 2013 г. № 73

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В КРАЕВУЮ ДОЛГОСРОЧНУЮ ЦЕЛЕВУЮ
ПРОГРАММУ "ЧИСТАЯ ВОДА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ (2011-2015
ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 12 ИЮЛЯ 2010 ГОДА № 287

Краевую долгосрочную целевую программу "Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"Утверждена
Постановлением
Правительства
Забайкальского края
от 12 июля 2010 г. № 287
(в редакции постановления Правительства
Забайкальского края
от 12 февраля 2013 г. № 73)

КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЧИСТАЯ ВОДА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ (2011-2015 ГОДЫ)"

ПАСПОРТ
краевой долгосрочной целевой программы
"Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)"

Наименование Краевая долгосрочная целевая программа
программы "Чистая вода Забайкальского края (2011-2015
годы)" (далее - программа).

Дата принятия Распоряжение Правительства Забайкальского
решения о края от 24 августа 2009 года № 552-Р
разработке "О целесообразности разработки краевой
программы долгосрочной целевой программы "Чистая вода
Забайкальского края (2011-2015 годы)" (с
изменениями, внесенными распоряжениями
Правительства Забайкальского края от 3
ноября 2009 года № 715-Р, от 21 декабря 2009
года
№ 812-Р, от 18 мая 2010 года № 256-Р).

Дата утверждения Постановление Правительства Забайкальского
программы края от 12 июля 2010 года № 287 "Об
утверждении краевой долгосрочной целевой
программы "Чистая вода Забайкальского края
(2011- 2015 годы)".

Государственный Министерство территориального развития
заказчик - Забайкальского края.
координатор
программы

Основной Министерство территориального развития
разработчик Забайкальского края.
программы

Государственные Министерство территориального развития
заказчики Забайкальского края;
программы Министерство природных ресурсов и экологии
Забайкальского края.

Цель и задачи Цели:
программы обеспечение населения Забайкальского края
питьевой водой, соответствующей установленным
санитарно-гигиеническим требованиям, в
количестве, достаточном для удовлетворения
жизненных потребностей и сохранения здоровья
граждан, а также снижение загрязнения
природных водных объектов - источников
питьевого водоснабжения сточными водами
бытовых объектов, промышленных и
сельскохозяйственных предприятий.

Задачи:
создание условий для привлечения долгосрочных
частных инвестиций в сектор водоснабжения и
водоотведения;
развитие государственно-частного партнерства
в сфере эксплуатации систем водоснабжения и
водоотведения на основе концессионных
соглашений;
развитие централизованных систем
водоснабжения;
осуществление строительства, реконструкции,
повышения технического уровня и надежности
функционирования централизованных систем
водоснабжения, артезианских скважин с
применением прогрессивных технологий и
оборудования, в том числе отечественного
производства, обеспечивающих подготовку воды,
соответствующей установленным требованиям в
сфере рационального водопользования;
снижение непроизводительных потерь воды при
ее транспортировке и использовании;
осуществление строительства, модернизации
систем и сооружений водоснабжения и
водоотведения с применением прогрессивных
методов, технологий, материалов и
оборудования, обеспечивающих соответствующее
установленным требованиям качество сточных
вод при сбросе их в водные объекты;
увеличение энергоэффективности
технологических процессов в сфере
водоснабжения и водоотведения;
внедрение современных технологий, повышающих
эффективность работы объектов
жизнеобеспечения;
обеспечение охраны окружающей среды и
экологической безопасности при эксплуатации
объектов систем водоснабжения и
водоотведения.

Важнейшие целевые Реализация программы к концу 2015 года
индикаторы позволит:
программы снизить уровень износа объектов водоснабжения
и водоотведения до 36%;
увеличить долю населения, имеющего доступ к
централизованному водоснабжению и
водоотведению, до 87%;
увеличить долю населения, потребляющего,
питьевую воду надлежащего качества, до 84%;
сократить уровень потерь воды в сетях
централизованного водоснабжения, в том числе
из-за аварий, до 13,5%;
снизить удельный вес проб воды, отбор которых
произведен из водопроводной сети и которые не
отвечают гигиеническим нормативам по
санитарно-химическим показателям, до 17,1%;
снизить удельный вес проб воды, отбор которых
произведен из водопроводной сети и которые не
отвечают гигиеническим нормативам по
микробиологическим показателям, до 1,8%;
снизить долю уличной водопроводной сети,
нуждающейся в замене, до 25%;
снизить долю уличной канализационной сети,
нуждающейся в замене, до 25%;
снизить число аварий в системах водоснабжения
и водоотведения, до 27 на 1000 км сетей;
увеличить долю сточных вод, пропущенных
через очистные сооружения, в общем объеме
сточных вод, до 99%;
увеличить долю сточных вод, очищенных до
нормативных значений, в общем объеме сточных
вод, пропущенных через очистные сооружения,
до 99%;
снизить количество зарегистрированных больных
брюшным тифом и паратифами А, В, С,
сальмонеллезными инфекциями, острыми
кишечными инфекциями до 0,875 тыс.человек;
снизить количество зарегистрированных больных
вирусными гепатитами до 0,081 тыс. человек;
снизить количество зарегистрированных больных
злокачественными образованиями до 2,65 тыс.
человек.

Сроки и этапы 2011-2015 годы.
реализации Программа реализуется в один этап.
программы

Потребность в Объем финансирования программы из средств
финансировании краевого бюджета составляет 1416,0 млн.
программы рублей, в том числе по годам:
2011 год - 133,3 млн. рублей;
2012 год - 332,2 млн. рублей;
2013 год - 345,3 млн. рублей;
2014 год - 336,5 млн. рублей;
2015 год - 268,7 млн. рублей.

Основные ожидаемые В результате реализации программы будут
конечные обеспечены улучшение водоснабжения и
результаты водоотведения для населения Забайкальского
реализации края до существующих нормативов, улучшение
программы качества питьевой воды, снижение стоимости
используемой воды, сокращение потерь воды,
поддержание оптимальных условий
водопользования, качества поверхностных и
подземных вод в состоянии, отвечающем
санитарным и экологическим требованиям,
контроль изменения состояния водных объектов
и сбросов сточных вод в них.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения, городского округа водоснабжения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения соответственно поселений, городских округов.
Если в городских округах и городских поселениях, имеющих организации коммунального комплекса, осуществляющие эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения, основной проблемой является высокий уровень износа основных фондов, то в большинстве сельских поселений ввиду отсутствия указанных организаций либо слабой материально-технической оснащенности существующих, дефицита средств местных бюджетов осуществление мер по решению проблем водоснабжения и водоотведения существенно ограничено.
Водоснабжение потребителей в Забайкальском крае осуществляется из 325 источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Основными источниками водоснабжения жителей Забайкальского края являются подземные воды, которые удовлетворяют 98% потребности.
Преобладающая часть объектов водопроводного хозяйства расположена в городах и поселках городского типа. В них расположены 58,1% общего числа водопроводов и отдельных водопроводных сетей, 90,7% общей протяженности уличной водопроводной сети, 89,2% водоводов. Централизованным водоснабжением обеспечено 82,4% городских и 6,7% сельских населенных пунктов.
Общая протяженность водопроводной сети 2267,1 км. Протяженность ветхих сетей, требующих замены, составляет 793,6 км (35%).
В 2010 году заменено 40,1 км ветхих водопроводных сетей, что составляет 1,8% от общей протяженности сетей (при нормативе замены 5%) и 5% от протяженности ветхих сетей.
В 2010 году произошло 74 аварийных ситуации на водопроводных сетях. Наибольшее число аварий отмечалось в населенных пунктах: Нерчинске, Оловянной, Чернышевске, Забайкальске, Чите, что обусловлено высоким уровнем износа водопроводных сетей.
Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье населения и качество жизни, улучшают условия деятельности и повышают уровень жизни населения. Отсутствие чистой питьевой воды и качественного водоотведения является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличения степени риска возникновения воднозависимых патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. До 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды. В отдельных случаях отсутствие доступа к централизованным системам водоснабжения и водоотведения приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.
Поэтому проблема обеспечения населения качественной питьевой водой в достаточном количестве является одной из приоритетных проблем социального развития любой территории.
По данным мониторинга, питьевая вода в Забайкальском крае не отвечает гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям и санитарно-химическим показателям. Сегодня каждый второй житель Забайкальского края вынужден использовать для питьевых целей воду ненадлежащего качества, не соответствующую по ряду показателей санитарно-гигиеническим требованиям. Пятая часть населения не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки.
Основные причины низкого качества воды, поступающей из источников централизованного водоснабжения, заключаются в изношенности коммуникаций и оборудования и устаревших методах очистки.
Санитарно-химическое и микробное загрязнение источников централизованного водоснабжения необходимо устранить путем очистки и обеззараживания воды на водозаборных сооружениях, соблюдения санитарного режима в водоохранных зонах водозаборов, эксплуатации водозаборов с установлением соответствующих зон санитарной охраны.
Сравнительная характеристика удельного веса проб питьевой воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам, представлена на основании сведений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю.


Удельный вес проб питьевой воды из водопроводной сети,
Администра- не соответствующих гигиеническим нормативам (%)
тивно-
территориаль- по санитарно-химическим по микробиологическим
ные единицы показателям показателям
Забайкальского
края 2008 2009 2010 дина- ран- 2008 2009 2010 дина- ран-
г. г. г. мика говое г. г. г. мика говое
к 2008 место к место
г. 2008
г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

/\
Агинский район 2,9 0 0 = 1 4,3 2,9 1,8 5

Акшинский 0 0 1,9 /\ 4 0 0 0 = 1
район

Балейский 7,3 16,5 11,1 /\ 8 0,6 0,6 1,6 /\ 4
район

Борзинский 4,1 1,7 20,0 /\ 13 4,4 3,3 3,2 /\ 7
район

Газимуро- - 18,1 11,3 /\ 9 - - 0 /\ 1
Заводский
район

Забайкальский 0 7,0 27,8 /\ 15 13,6 8,6 16,7 /\ 14
район

Каларский 23,8 17,6 14,1 /\ 11 0,4 0 0 = 1
район

Калганский - 4,0 15,4 /\ 12 - 0 0 = 1
район

Карымский 21,4 12,1 25,0 /\ 14 0,6 0,8 1,5 /\ 3
район

Краснокаменский 0 0 0 = 1 0 0 0 = 1
район

Красночикойский 0,9 11,4 0 /\ 1 1,7 0 4,1 /\ 8
район

Кыринский - 4,3 2,0 /\ 5 0 0 0 = 1
район

Могочинский - - - /\ 0 4,0 0 /\ 1
район

Нерчинский 11,8 13,5 12,9 /\ 10 1,0 0 0 = 1
район

Оловяннинский 10,7 3,6 1,8 /\ 3 22,6 17,9 17,8 /\ 15
район

Петровск- 6,5 17,1 36,1 /\ 17 4,4 4,3 5,3 /\ 10
Забайкальский
район

Приаргунский - 8,8 35,7 /\ 16 - 0 0 = 1
район

Сретенский 0 0 0 = 1 8,3 7,2 1,3 /\ 2
район

Тунгокоченский 0 9,7 0 /\ 1 0 1,8 2,4 /\ 6
район

Улётовский 54,5 42,8 60,0 /\ 20 0 0 0 = 1
район

Хилокский 0 0 4,7 /\ 7 0 0 0 = 1
район

Чернышевский 0 0 4,3 /\ 6 1,9 7,4 8,4 /\ 13
район

Читинский 57,7 22,8 45,5 /\ 18 9,3 5,6 4,2 /\ 9
район

Шилкинский 1,0 1,1 1,0 /\ 2 4,3 4,4 7,5 /\ 12
район

/\ /\
г. Чита 33,6 36,2 48,3 19 8,9 7,3 6,0 11

Забайкальский 11,4 13,0 19,7 /\ 6,5 5,2 4,8 /\
край


В 2010 году удельный вес проб воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, превышал среднекраевой показатель (19,7%) в 1,5 и более раз в 4 районах Забайкальского края (Петровск-Забайкальский, Приаргунский, Улётовский, Читинский) и г. Чите (в 2009 году - в 3 районах), в 3 районах (Карымский, Забайкальский, Борзинский) - менее чем 1,5 раза (в 2009 году - в 5 районах).
Увеличение по сравнению с 2009 годом удельного веса проб воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, отмечалось в Борзинском районе в 11,8 раза (с 1,7% до 20%), в Приаргунском - в 4,1 раза (с 8,8% до 35,7%), в Забайкальском - в 4 раза (с 7,0% до 27,8%), в Калганском - в 3,9 раза (с 4,0% до 15,4%), Читинском, Петровск-Забайкальском - в 2 раза.
В 2010 году в общем количестве проб воды из водопроводных сетей, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, 12,9% не соответствовало по органолептическим показателям (в 2009 году - 7,6%, в 2008 году - 6,0%), 1,0% - по содержанию химических веществ, превышающих предельно допустимые концентрации (сантокс) (в 2009 году - 1,6%, в 2008 году - 0,2%). Пробы воды из водопроводной сети, не соответствующие гигиеническим нормативам по содержанию химических веществ, нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку (азот аммиака, нитраты), в 2010 году были отмечены в г. Чите - 3,1%, Приаргунском районе - 3,6%, Калганском - 15,4%, Карымском - 4,5%, Акшинском - 1,9%, Улётовском - 20%, Читинском - 3,0.
По сведениям федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, в 2006-2009 годах неудовлетворительное качество питьевой воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения выразилось в повышенном содержании железа, марганца, аммиака, нитратов, общей жесткости. По результатам социально-гигиенического мониторинга были выделены территории с недоброкачественной питьевой водой по санитарно-химическим показателям (железо, марганец, аммиак, нитраты): Борзинский, Забайкальский, Карымский, Каларский, Кыринский, Нерчинский, Оловяннинский, Приаргунский, Петровск-Забайкальский, Улётовский, Читинский, Хилокский районы и г. Чита. Анализ содержания железа в питьевой воде систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в указанный период показал, что в 12 районах региона зарегистрированы пробы питьевой воды, не соответствующие гигиеническим нормативам. При этом в 4 из них (в Каларском, Кыринском, Петровск-Забайкальском районах и г. Чите) постоянно на протяжении всего анализируемого периода регистрируются пробы воды, не соответствующие гигиеническим нормативам.
Превышение среднекраевого показателя удельного веса проб воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в 2010 году наблюдалось в 5 районах - Шилкинском, Чернышевском, Оловяннинском, Забайкальском, Петровск-Забайкальском и г. Чите (в 2009 году - в 5 районах и г. Чите), из них в 4 (Шилкинский, Чернышевский, Оловяннинский, Забайкальский) - в 1,5 и более раз (в 2009 году - в 2 раза).
В 2010 году в сравнении с 2009 годом отмечается увеличение удельного веса проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения в сельских поселениях, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим (с 6,4% до 6,8%) и санитарно-химическим (с 9,1% до 13,4%) показателям.


Удельный вес проб питьевой воды из источников
Районы нецентрализованного водоснабжения в сельских поселе-
Забайкальского ниях, не отвечающих гигиеническим нормативам по
края микробиологическим и санитарно-химическим
показателям

по санитарно-химическим по микробиологическим
показателям показателям


2009 2010 динамика ранго- 2009 2010 динамика ранго-
г. г. к 2009 вое г. г. к 2009 вое
г. место г. место

1 2 3 4 5 6 7 8 9

/\ /\
Агинский район 18,3 20,5 17 8,7 9,2 14

/\ /\
Акшинский район 6,8 17,8 15 0 0,8 2

Александрово- 10,3 7,1 /\ 9 11,3 10,6 /\ 17
Заводский район

/\ /\
Балейский район 1,1 6,6 7 1,5 2,4 3

/\ /\
Борзинский район 11,4 5,4 5 12,8 7,6 12

Газимуро-Заводский 7,1 3,8 /\ 2 5,7 7,3 /\ 12
район

/\ /\
Забайкальский район 0 7,0 8 8,4 15,5 22

/\ /\
Каларский район 5,7 0 1 0,8 0 1

/\ /\
Калганский район 5,3 0 1 5,7 4,2 9

/\ /\
Карымский район 16,7 30,0 20 2,7 5,0 11

Краснокаменский 0 0 = 1 10,1 12,4 /\ 20
район

Красночикойский 11,4 13,0 /\ 13 7,4 10,5 /\ 16
район

/\ /\
Кыринский район 11,6 41,9 21 0,4 2,1 2

Могочинский район - - 0 0 = 1

/\
Нерчинский район 10,8 8,7 10 0 0 = 1

Нерчинско-Заводский 4,7 4,9 /\ 4 2,3 12,3 /\ 19
район

/\ /\
Оловяннинский район 9,8 - 16,1 10,7 18

/\ /\
Ононский район - 0 1 8,0 3,6 8

Петровск- 5,8 9,3 /\ 11 3,6 2,1 /\ 2
Забайкальский район

/\ /\
Приаргунский район 2,5 18,3 16 4,3 14,5 21

/\ /\
Сретенский район 7,4 14,0 14 11,1 9,8 15

Тунгиро-Олёкминский - - /\ 0 0 = 1
район

Тунгокоченский /\
район 0 0 = 1 9,1 7,9 13

/\ /\
Улётовский район 48,5 63,9 23 1,9 3,3 6

/\ /\
Хилокский район 2,5 4,6 3 4,1 2,5 4

/\ /\
Чернышевский район 0 11,4 12 17,9 0 1

/\ /\
Читинский район 35,0 59,4 22 25,8 18,8 23

/\ /\
Шелопугинский район 13,9 29,7 19 3,0 3,5 7

/\ /\
Шилкинский район 23,8 0 1 12,5 38,1 24

Дульдургинский /\ /\
район 16,7 24,6 18 0,3 2,6 5

/\ /\
Могойтуйский район 2,2 6,0 6 7,2 4,5 10

/\ /\
Забайкальский край 8,6 13,9 6,2 6,6


В 2010 году в Забайкальском крае лабораторный контроль за качеством питьевой воды осуществлялся в 666 населенных пунктах, что составляет 83,3% от общего числа населенных пунктов (в 2009 году - 686 населенных пунктов - 85,8%). При этом в населенных пунктах, в которых проводились исследования питьевой воды, проживало 97,9% населения края (в 2009 году - 98,5%). Из населенных пунктов, в которых не проводились лабораторные исследования питьевой воды, 82,8% составляют сельские населенные пункты с нецентрализованным водоснабжением, 17,2% - сельские населенные пункты, обеспеченные привозной водой.
Необходимость использования программного метода для решения проблем функционирования и развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:
задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития края, носит комплексный характер и ее решение позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;
необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов краевого и местных бюджетов, а также привлечения средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы
реализации программы

Целями программы являются обеспечение населения Забайкальского края питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения;
развитие государственно-частного партнерства в сфере эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения на основе концессионных соглашений;
развитие централизованных систем водоснабжения;
осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения, артезианских скважин с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям в сфере рационального водопользования;
снижение непроизводительных потерь воды при ее транспортировке и использовании;
осуществление строительства, модернизации систем и сооружений водоснабжения и водоотведения с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих соответствующее установленным требованиям качество сточных вод при сбросе их в водные объекты;
увеличение энергоэффективности технологических процессов в сфере водоснабжения и водоотведения;
внедрение современных технологий, повышающих эффективность работы объектов жизнеобеспечения;
обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности при эксплуатации объектов систем водоснабжения и водоотведения.
Реализация мероприятий программы осуществляется по следующим направлениям:
информационно-аналитические мероприятия;
мониторинг состояния систем водоснабжения и водоотведения;
развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения.
Сроки реализации мероприятий программы: 2011-2015 годы. Указанный срок соответствует времени, которое необходимо для достижения целей программы и показателей эффективности ее реализации. Программа реализуется в один этап.
Для контроля выполнения мероприятий программы определены целевые показатели и индикаторы, характеризующие эффективность выполнения программных мероприятий (приложение к программе).

Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование мероприятий программы осуществляется из средств бюджета Забайкальского края. Объемы финансирования выделяются в размерах, установленных законом о бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год и плановый период.
Потребность в финансировании программы из средств краевого бюджета составляет 1416,0 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 133,3 млн. рублей;
2012 год - 332,2 млн. рублей;
2013 год - 345,3 млн. рублей;
2014 год - 336,5 млн. рублей;
2015 год - 268,7 млн. рублей.
Реализация мероприятий программы позволит дополнительно привлечь средства федерального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Привлечение средств федерального бюджета будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы по вопросам обеспечения населения чистой питьевой водой.
Привлечение средств местных бюджетов возможно в рамках муниципальных целевых программ, предусматривающих аналогичные мероприятия.
Средствами внебюджетных источников будут служить средства организаций, направляемые на модернизацию, реконструкцию, капитальный ремонт объектов водоснабжения и водоотведения.

Раздел 4. Механизм реализации программы

Текущее управление реализацией программы осуществляют государственный заказчик - координатор и государственные заказчики программы.
Государственный заказчик - координатор и государственные заказчики программы ежегодно в установленном порядке уточняют перечень финансируемых мероприятий программы на очередной финансовый год, определяют сроки их реализации и объемы финансирования, оценивают возможность достижения целевых индикаторов и показателей.
Государственный заказчик - координатор и государственные заказчики программы в пределах установленных полномочий могут распределять объемы финансирования в разрезе мероприятий программы без внесения изменений в установленном порядке.
Государственные заказчики программы:
ежегодно подготавливают и представляют государственному заказчику -координатору программы бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;
получают и распределяют в установленном порядке бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
осуществляют отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по мероприятиям программы;
осуществляют ведение отчетности о реализации программы и представляют ее государственному заказчику - координатору программы;
несут ответственность за качественную и своевременную реализацию мероприятий программы, обеспечивают эффективное использование средств краевого бюджета, выделяемых на их реализацию.
Государственный заказчик - координатор программы:
ежегодно в установленном порядке подготавливает сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;
получает и распределяет в установленном порядке бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
осуществляет отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по мероприятиям программы;
осуществляет ведение сводной отчетности о реализации программы;
осуществляет межведомственную координацию деятельности государ-ственных заказчиков программы по реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию бюджетных средств.
В рамках программы в первоочередном порядке финансируются объекты инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, софинансируемые из средств федерального бюджета и находящиеся в высокой степени готовности.
Выполнение мероприятий программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком - координатором и государственными заказчиками программы с исполнителями мероприятий программы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Реализация мероприятий программы в муниципальных образованиях осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, предоставленных в виде субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов, в рамках которых реализуются мероприятия по строительству и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения.
С этой целью государственный заказчик - координатор программы ежегодно проводит отбор муниципальных программ для участия в реализации программы на соответствующий год.
Порядок отбора муниципальных программ разрабатывается и утверждается государственным заказчиком - координатором программы.
Субсидии местным бюджетам из средств краевого бюджета предоставляются при соблюдении следующих условий:
наличие утвержденной в установленном порядке аналогичной муниципальной целевой программы;
наличие нормативного правового акта муниципального образования, подтверждающего расходное обязательство муниципального образования по финансированию аналогичной муниципальной целевой программы.
Расчет субсидий местным бюджетам осуществляется государственным заказчиком - координатором программы с учетом:
общего размера субсидий, распределяемого между муниципальными образованиями в рассматриваемом финансовом году;
обеспеченности муниципального образования объектами водоснабжения и водоотведения, включая степень физического износа действующих объектов;
размера средств местного бюджета, предусматриваемого на реализацию мероприятий аналогичной муниципальной целевой программы в рассматриваемом финансовом году.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и заместитель председателя Правительства Забайкальского края по инвестиционной политике и развитию инфраструктуры.

Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности программы

Реализация мероприятий программы позволит получить социальный, экономический и экологический эффект.
Экономическая эффективность будет выражаться в следующем. Реализация мероприятий программы позволит провести модернизацию действующих и строительство новых объектов водоснабжения и водоотведения, создать условия для бесперебойного функционирования данных объектов инфраструктуры, снизить аварийность систем коммунальной инфраструктуры и уменьшить уровень потерь воды. В результате сократятся расходы на содержание объектов водоснабжения и водоотведения, произойдет снижение издержек производства и себестоимости услуг водоснабжения и водоотведения предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Социальная эффективность будет выражаться в следующем. Реализация мероприятий программы позволит обеспечить качественное и бесперебойное предоставление населению услуг водоснабжения и водоотведения. Население края будет обеспечено питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Будут удовлетворены жизненные потребности и осуществлена охрана здоровья граждан. Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни населения Забайкальского края.
Экологическая эффективность реализации программы будет выражаться в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду, на жизнедеятельность человека вследствие аварийных ситуаций на объектах водоснабжения и водоотведения и низкого качества услуг, представляемых населению данными системами коммунальной инфраструктуры.
Реализация мероприятий программы не повлечет за собой негативных экологических последствий.
В результате реализации мероприятий программы произойдет:
снижения уровня износа объектов водоснабжения и водоотведения с 50% в 2011 году до 36% к 2015 году;
увеличение доли населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению и водоотведению, с 78% в 2011 году до 87% к 2015 году;
увеличение доли населения, потребляющего питьевую воду надлежащего качества, с 71,5% в 2011 году до 84% к 2015 году;
снижение уровня потерь воды в сетях централизованного водоснабжения, в том числе из-за аварий, с 18,5% в 2011 году до 13,5% к 2015 году;
снижение удельного веса проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, с 18,3% в 2011 году до 17,1% к 2015 году;
снижение удельного веса проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, с 2,0% в 2011 году до 1,8% к 2015 году;
уменьшение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 29% в 2011 году до 25% к 2015 году;
уменьшение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, с 30% в 2011 году до 25% к 2015 году;
снижения количества аварий в системах водоснабжения и водоотведения с 35 аварий в год на 1000 км сетей в 2011 году до 27 к 2015 году;
увеличение объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод с 97% в 2011 году до 99% к 2015 году;
увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 97% в 2011 году до 99% в 2015 году;
снижение количества зарегистрированных больных брюшным тифом и парафитами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями с 0,892 тыс. человек в 2011 году до 0,875 тыс. человек к 2015 году;
снижение количества зарегистрированных больных вирусными гепатитами с 0,088 тыс. человек в 2011 году до 0,081 в 2015 году;
снижение количества зарегистрированных больных злокачественными образованиями с 2,67 тыс. человек в 2011 году до 2,65 в 2015 году.
В результате реализации программы будут обеспечены улучшение водоснабжения и водоотведения для населения Забайкальского края до существующих нормативов, улучшение качества питьевой воды, снижение стоимости используемой воды, сокращение потерь воды, поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, контроль изменения состояния водных объектов и сбросов сточных вод в них.

Раздел 6. Перечень мероприятий программы

млн. рублей в ценах соответствующих лет

Сроки Потребность в финансовых ресурсах
реа-
№ п/п Наименование лиза- в том числе по годам
мероприятия ции, всего
годы 2011 2012 2013 2014 2015

1 2 3 4 5 6 7 8 9

6.1. Информационно-аналитические мероприятия

6.1.1 Организация и прове-
дение информационной 2011-
и разъяснительной 2015 - - - - - -
работы по освещению
целей и задач
программы

6.2. Мониторинг состояния систем водоснабжения и водоотведения

6.2.1 Мониторинг качества
питьевой воды на соот 2011- - - - - - -
ветствие требованиям 2015
санитарных
правил и норм

6.2.2 Мониторинг состояния
объектов 2011- - - - - - -
водоснабжения и 2015
водоотведения
на предмет их
изношенности

6.3. Развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения

6.3.1 Мониторинг
обеспеченности 2011- - - - - - -
муниципальных 2015
образований
края объектами
водоснабжения
и водоотведения

6.3.2 Модернизация и 1416,0 133,3 332,2 345,3 336,5 268,7
строительство 2011-
объектов 2015
водоснабжения и
водоотведения, в
том числе

6.3.2.1 объекты 2011- 816,6 86,8 196 200,3 188,4 145,1
водоснабжения 2015

6.3.2.2 объекты водоотведения 2011- 599,4 46,5 136,2 145,0 148,1 123,6
2015

Итого по программе 1416,0 133,3 332,2 345,3 336,5 268,7






Приложение
к Краевой долгосрочной
целевой программе
"Чистая вода Забайкальского
края (2011-2015 годы)"

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


№ Наименование целевых Единицы Показатели по годам
п/п показателей изме-
рения 2011 2012 2013 2014 2015

1 2 3 5 6 7 8 9

1. Уровень износа объектов % 50 47 43 39 36
водоснабжения и водоотведения

2. Доля населения, имеющего % 78 79 81 84 87
доступ к централизованному
водоснабжению и водоотведению

3. Доля населения, потребляющего % 71,5 73 76 80 84
питьевую воду надлежащего
качества

4. Уровень потери воды в % 18,5 17,5 16 14,5 13,5
сетях централизованного
водоснабжения, в том числе
из-за аварий

5. Удельный вес проб воды, % 18,3 18,06 17,7 17,4 17,1
отбор которых произведен из
водопроводной сети и которые
не отвечают гигиеническим
нормативам по санитарно-
химическим показателям

6. Удельный вес проб воды, % 2,0 1,9 1,9 1,8 1,8
отбор которых произведен из
водопроводной сети и которые
не отвечают гигиеническим
нормативам по микро-
биологическим показателям

7. Доля уличной водопроводной % 29 28 27 26 25
сети, нуждающейся в замене

8. Доля уличной канализационной % 29 28 27 26 25
сети, нуждающейся в замене

9. Число аварий в системах коли- 35 33 29 28 27
водоснабжения и водоотведения чест-
во
ава-
рий
в
год
на
1000
км
се-
тей

10. Доля сточных вод, пропущенных % 97 97 98 98 99
через очистные сооружения, в
общем объеме сточных вод

11. Доля сточных вод, очищенных до % 97 97 97 98 98
нормативных значений, в
общем объеме сточных вод,
пропущенных через очистные
сооружения

12. Количество зарегистрированных тыс. 0,892 0,890 0,880 0,878 0,875
больных брюшным тифом и чело-
паратифами A, B, C, век
сальмонеллезными инфекциями,
острыми кишечными инфекциями

13. Количество зарегистрированных тыс. 0,088 0,085 0,083 0,082 0,081
больных вирусными гепатитами чело-
век

14. Количество зарегистрированных тыс. 2,67 2,67 2,66 2,65 2,65
больных злокачественными чело-
образованиями век

".


------------------------------------------------------------------